Русский север
Вторая часть отчета по Русскому Северу
II часть

Каргополь и окрестности

В этой части отчета мы добрались до Каргополя. Город покорил наши сердца! Вокруг него — целая россыпь шедевров деревянного зодчества. Мы посетили церкви в Саунино, Ошевенске, Архангело, Большой Шалге, Красной Ляге и Лядинах, а также насладились причудливо украшенными северными домами!
Вернуться на главную страницу отчета
Маршрут и карта
Церковь Иоанна Златоуста в Саунино

Каргополь — Саунино — Ошевенск — Архангело

День №3
Третий день путешествия мы провели ударно: погуляли по Каргополю, забрались на колокольню, зашли в музеи и не могли оторваться от причудливых белокаменных узоров на церквях этого замечательного русского города. После обеда отправились осматривать деревянное зодчество в окрестностях Каргополя: церковь с колокольней в Саунино, старинное село Ошевенск, а закончили день осмотром двух деревянных церквей в Архангело. Еще умудрились поплутать по местным лесным дорогам. Но, обо всем по порядку.
Гостиница «Каргополочка» поражала контрастами. Были хорошие номера с новым ремонтом и мебелью, а на этом же этаже был старый номерной фонд а-ля убитая общага. В первую ночь замерзли, хотя на улице было около -8 градусов. Но это немудрено: в стеклопакете просверлили огромную дыру и вывели туда провод для уличного освещения прямо из номера. Как мы эту дырку не затыкали, сифонило оттуда как из турбины реактивного двигателя. Вдобавок сами батареи отопления были далеко не горячими. На следующую ночь попросили на ресепшене обогреватель, нам сразу же дали отличный масляный конвектор, и в нашем номере быстро наступило лето.

Каргополь

Прогулка по основным достопримечательностям
С утра побежали смотреть долгожданный Каргополь. Здесь была настоящая зима с белым снегом и стайкой жирненьких снегирей, облепивших какой-то куст. Через дорогу от отеля был Центр народных ремесел «Берегиня», куда мы в первую очередь и направили свои стопы. Купили себе каргопольских игрушек и, счастливые, потопали смотреть на город дальше.

Идем в сторону центра, народ на лыжах рассекает по городу. Дошли до Воскресенской церкви конца XVII века (61.505784, 38.954185), ее пытались отреставрировать, но леса уже сгнили, и великолепный собор с каменными кружевами в стиле русского узОрочья находится в жалком состоянии.
Церковь Воскресения Христова в Каргополе
Подходим к Соборной площади, и видим, что будто открыта дверь на колокольню. Ломанулись туда — действительно открыто, и с колокольни уже спускается целая экскурсия — это для них специально открыли. Мы тоже попросились и за 120 руб поднялись наверх. Еще бы 5 минут и нам бы уже никто не открыл: музейный работник открывает в определенное время для организованных экскурсий. Вот это повезло!

Обожаем эти узкие круговые лестницы на колокольнях! Залезли наверх и ахнули! К стенам прилип снег тонким шелковым покрывалом и искрится всеми цветами радуги! Какая красота будет, когда выглянет солнце, просто невозможно представить! Перед нами раскинулся весь город, величественная Онега и самая главная жемчужина — Собор Рождества Христова. Мы влюбились в Каргополь, в этот собор, и решили, что обязательно сюда еще вернемся. И не один раз!
После обзора Каргополя с высоты, отправились в музей, который находится тут же, на Соборной площади, в Введенской церкви, отдали 170 руб за билеты. Экспозиция небольшая, но интересная, всем советуем посетить! За углом есть сувенирная лавка, в ней мы купили козули (имбирные пряники) и огромную книгу «Пути к Белому морю: архитектура Русского Севера» Уильяма Брумфилда. Разозлились, что продаются хорошие дорогие книги только зарубежных авторов. Где книги и фотоальбомы наших соотечественников? Еще больше разозлились от того, что иностранцы изучают нашу культуру, а нашей стране сейчас не до этого.
Много лет манил нас к себе Каргополь. Мы рассматривали фотки собора Рождества Христова (середина XVI века) и мечтали увидеть его вживую. Наконец, мечта осуществилась, и мы, завороженные, созерцали это невероятное творение рук человеческих! Какое же здесь все красивое: крылечки, пристроечки, галереи, мощные контрфорсы… А еще затейливые каменные узоры! Внутрь, к сожалению, не попали: собор открыт только летом. Но это нас не расстроило, ведь в Каргополь мы еще не раз приедем! Обязательно!

К собору (мы его называли не иначе как «НАШ собор») нас постоянно тянуло магнитом, от него нельзя было оторваться, и мы часами бродили вокруг, пытаясь насмотреться на эту неземную красоту. Перед сном взяли с собой штатив и снова побежали на площадь к нашему собору! Наверное, половина фоток со всего путешествия — это фотки Христорождественского собора!
Приятно, что 2 января все музеи и сувенирные магазины работали. Туристов было много, и такой режим работы всегда себя оправдывает. Зашли в большой Музейно-выставочный центр на ул. Болотникова, 7 или Ленина, 40. Посмотрели на предметы быта и старинные северные росписи. Я приставала к сотрудницам с вопросами по росписям, но, к сожалению, они ничем не могли мне помочь. Еще раз разозлились, что нет до сих пор хорошей здоровенной энциклопедии по северным росписям. Что-то серьезное в последний раз издавалось в 1988 году. Если кто-то знает, где купить хорошую книгу по росписям, напишите мне, я буду очень признательна!
музей в Каргополе
После музея мы дошли до Красноармейской площади, на которой стоят три великолепных храма с уже классическими для Каргополя богатыми белокаменными узорами.
Каргополь. Церкви на Красноармейской площади
Церковь Рождества Богородицы XVII века — великолепный образец русского узОрочья, с волшебными резными наличниками, каждый из которых уникален! Церковь открыта и в ней проходят богослужения.
Каргополь. Церковь Рождества Богородицы на Красноармейской площади
Рядом стоит самая скромная Никольская церковь XVIII века в законсервированном состоянии: окна заколочены и реставрация, похоже, коснется ее нескоро.
Каргополь. Никольская церковь на Красноармейской площади
Главной доминантой этой площади является огромная Благовещенская церковь конца XVII века. Несмотря на размеры, она кажется легкой, воздушной. Этот шедевр по красоте может легко посоперничать с главным собором Каргополя — Христорождественским. На ней еще больше узоров, каменные наличники с неповторяющимся рисунком выполнены в мельчайших деталях, а алтарная часть украшена каменными узорами такой тонкой работы, и кажется, что это серебряные нити причудливо развешаны и чуть колышатся от легкого ветерка.
Затем мы посмотрели Церковь Зосимы и Савватия на Горке XIX века. Конечно, после уже увиденных ренессансных шедевров, этот типичный представитель классицизма не вызвал такую бурю восторгов. Стоит отметить, что экстерьер церкви в отличном состоянии, а внутрь мы не попали - было закрыто. Надеемся, что и до наших любимых узорных церквей дойдет финансирование и их снова приведут в сияющий вид.
Каргополь. Церковь Зосимы и Савватия на Горке
Недалеко от нашего отеля стоит Троицкая церковь конца XVIII века на ул. Ленина, 86. Здесь нас впечатлил огромный купол, который, правда, достроили уже намного позже, после пожара 1878 года.
Каргополь. Троицкая церковь
Столько невероятно красивых шедевров с уникальными белокаменными узорами находятся в небольшом северном городишке! Концентрация великолепия на километр квадратный просто зашкаливает! Каргополь — это настоящая жемчужина нашей культуры — это северный Суздаль или Великий Новгород. А мощные деревянные дома с богато украшенными наличниками, а деревянные церкви в округе! Все напоминает о былом богатстве и важности Каргополя в русской истории.

На новогодние праздники в городе работало только одно кафе — «Аляска» на Соборной площади. Все вечера мы ужинали там. Кормят очень вкусно, цены демократичные — мы брали салат, первое, второе и третье, да еще и на десерт откушивали вкуснейшие тортики. Так что «Аляску» всем рекомендуем!

В Каргополе те же проблемы, что и в других провинциальных городах, оставшихся без своих градообразующих предприятий. Город (да и вся область) живет на дотации, многие дома-памятники архитектуры в печальном состоянии, некоторые сгорели. Но деньги потихоньку выделяются, сейчас достроили красивую набережную, сделали освещение в центре.

В Каргополь нужно ехать, несмотря на дорогу и большое расстояние — это забытый уголок архитектуры русского ренессанса, Каргополь — это русская Флоренция.

Саунино (Кипрово)

Шедевр деревянного зодчества в дер. Заляжье
После прогулки по Каргополю, у нас оставалась еще пара часов светлого времени суток. Поэтому мы не стали терять время на обед, а прыгнули в машину и отправились смотреть один великолепно сохранившийся деревянный ансамбль XVII века в Саунино: церковь Иоанна Златоуста и колокольню (61.552635, 38.929279). Церковь находится от Каргополя всего в 5 километрах.

Вообще, с топографией в этих местах непросто — сейчас это деревня Кипрово (дорожные знаки указывают именно на нее), раньше она называлась Саунино и церковь во всех путеводителях именуется так: Церковь Иоанна Златоуста в Саунино, а точный адрес вообще другой — деревня Заляжье, Каргопольский муниципальный округ, Архангельская область. Поэтому в дальнейшем я буду писать оба названия: историческое и современное, чтобы не возникало путаницы.

В церкви есть интересные расписные небеса (потолок), но внутрь мы не попали. Чтобы попасть в церковь, нужно договариваться в музее, а потом с ключницей о времени посещения. Мы все это сделать не успели, поэтому оставили осмотр интерьеров на следующий раз.
Церковь Иоанна Златоуста в Саунино

Ошевенск (Ширяиха)

Шедевр деревянного зодчества в дер. Погост и дер. Низ
До темноты мы успевали доехать до старинного села Ошевенск, ныне это деревня Погост, плавно перетекающая в село Ширяиха. Ошевенский погост — один из самых известных в Каргополье. Тревогу вызывала только дорога, древний Ошевенский тракт, который шел в Ошевенск прямо из Кипрово параллельно основной трассе Каргополь — Плесецк. Дорога оказалась отличная: идеального качества грейдер под уплотненным снегом, который недавно почистили. Поворотов почти не было, и мы разгонялись на прямой как стрела трассе почти до 100 км/ч.
дорога Каргополь - Ошевенск
Про погост и кладбище
Изначально слово «погост» не имело ничего общего с кладбищем. В начале истории Руси погостом называли место сбора налогов, куда приезжал князь с дружиной (от слов погостить, гостить, гостиница).
В дальнейшем погостами стали называть населённые пункты, являющиеся центрами административно-территориальных единиц (аналог современных сельских поселений и муниципальных образований). В таких центрах строили церковь и кладбище при ней. Также на погостах проводили ярмарки и праздники. Поэтому погосты часто обнесены широким забором — на самом деле, торговыми рядами, а к церкви часто пристраивали трапезную. Разделение на погосты сохранялось на Севере вплоть до 1775 года, когда было отменено.
По пути встретили несколько северных деревень с красивыми расписными домами. Потом с нами произойдет тоже самое, что и происходило в Исландии: после определенного количества водопадов их воспринимаешь как нечто само собой разумеющееся, и, проезжая очередной водопад дом, восторженно ахаешь, но за фотоаппаратом никто уже не тянется))
Прямо с дороги увидели Ошевенский монастырь, но от него мало что осталось, поэтому проехали мимо него — время было три часа дня и уже смеркалось. Нам нужно было успеть засветло к чудной деревянной церкви Богоявления 1787 года постройки с колокольней на Ошевенском погосте (61.865418, 38.776547).

Напротив расположился музей Ошевенская волость, но все было закрыто без следов какой-либо жизнедеятельности. Внутрь церкви мы снова не попали, а там тоже имеются великолепные небеса. Но и снаружи она производит впечатление: мощная, строгая, под стать северной природе. Место нам очень понравилось, рядом протекает река, и летом виды с противоположного берега просто сногсшибательные!
Катили неспешно по Ширяихе и фоткали красивые северные дома. Буквально в соседней деревне Низ находится интересная двухшатровая Георгиевская часовня (61.880123, 38.757744). Она никак не хотела позировать, потому что с дороги ее закрывает огромное дерево, а со стороны поля огромные метровые сугробы. Выбрать удачный ракурс для съемки так и не удалось, поэтому фото не передает всю необычность и уникальность этого шедевра деревянного зодчества.
Часовня Георгия Победоносца в Низе
И тут муж совершил ошибку, которую часто делают неопытные путешественники: он забыл заранее закачать в навигатор карту тех мест, в которых мы сейчас находимся. Раньше за ним такое не наблюдалось, а тут расслабился. Вообще, в условиях Севера оказаться без правильной карты и навигации чревато последствиями. Пришлось довериться в этой глухомани гуглу. Дорог тут немного, поэтому нам нужен был просто правильный выезд из деревни. Муж сказал, что тут всего одна дорога и нужно ехать по главной, она нас и приведет, куда надо.

Дорога была снова почищена, мы летели по утрамбованному снегу и предвкушали скорый обильный ужин в «Аляске». Но дорога стала становиться уже и уходить в лес. Скоро она совсем превратилась в одноколейную лесную дорожку. В голову начали закрадываться подозрения, что мы, похоже, не туда едем, но на удивление дорогу здесь кто-то чистил, а общее направление было верным. Потом лес кончился, мы снова выехали на широкий грейдер и подумали: ну, гугл, как обычно, срезал лишний километраж и повел напрямки.

Сумерки тем временем уже закончились, и наступила тьма. Спустя несколько километров переехали реку и гугл вдруг сказал, что мы уже не туда едем. Прикинули по карте, и действительно, что-то мы сильно забрали на север, в болота. Там уже и само Кенозеро недалеко. Дорог-то на картах вокруг никаких нет, а у нас тут широченный почищенный грейдер и то тут, то там какие-то перекрестки и отвороты.

Муж сказал тогда, что нафиг этот гугл, двигаемся по азимуту. Нам нужно ехать четко в восточном направлении. Так мы со второй-третьей попытки выехали на нужную дорогу и совсем скоро доехали до большого села Шелоховская. А мимо него и трасса Каргополь — Плесецк проходит.

Архангело (Шелоховская)

Ансамбль двух деревянных церквей XVIII века
Тут снова имеют место топографические коллизии. На современных картах это село называется Шелоховская, а в путеводителях применяется старое название — Архангело. Здесь находятся два деревянных храма Сретения Господня и Архангела Михаила XVIII века (61.914593, 39.101402) и, чуть поодаль, новая часовня Пахомия Кенского. Сретенская церковь уже давно требует хоть какого-то ремонта. Его начали в 1980-ых годах, да так и не закончили. Архангельская церковь тоже требует немедленного ремонта, но выглядит более сохранившейся. Вообще, Архангельская церковь одна из немногих оставшихся памятников деревянного зодчества имеет своеобразную кубоватую крышу, увенчанную пятью куполами. Через пару дней мы заедем сюда еще раз по дороге в Архангельск, чтобы увидеть эти церкви еще раз при дневном свете.
После осмотра церквей в Архангело наш план путешествия на эти дни на 100% выполнен! Теперь у нас есть возможность посетить знаменитый северный тройник на Почезерском погосте по дороге в Архангельск. Пока все шло, как по маслу: дороги оперативно чистили несмотря на новогодние праздники и постоянный снег, да и качество снежных грейдеров приятно удивило. Расстраивала только пасмурная погода — ведь стоит выглянуть солнышку, как этот ослепительный белый снег заискрится всеми цветами радуги! После черного снега Москвы мы долго не могли привыкнуть к тому, что на улицах может быть чисто, а под ногами приятно хрустит белый снег.

Каргополь — Большая Шалга — Красная Ляга — Лядины

День №4
Сегодня нам предстояло доехать до Каргопольского сектора Кенозерского национального парка. А по пути посетить несколько интересных памятников деревянного зодчества. Сначала мы поехали в противоположную сторону, т.к. всего в 9 км от Каргополя в Большой Шалге есть заслуживающая внимания деревянная церковь XVIII века. Затем мы посетили красивейшую деревянную церковь в Красной Ляге, которая каким-то чудом стоит одна посреди бескрайних полей. Также не могли мы проехать мимо церкви в Лядинах. Здесь до 2013 года стоял северный тройник, но после пожара уцелела только одна церковь.

Большая Шалга (Евсеево)

Ансамбль каменной и деревянной церкви XVIII века
Позавтракали своими припасами в номере и выехали из Каргополя в сторону Няндомы. Ехать до церкви Рождества Христова в Большой Шалге (61.505055, 39.116478) буквально несколько километров. Когда-то здесь существовало село Большая Шалга, от которого теперь осталось только кладбище и две церкви: каменная и деревянная. Современная топонимика называет это место «территория Евсеево», что находится в 1,5 км к югу от пока существующей деревни Казаково. Зимой мы никак не могли к ней пробраться поближе из-за глубоких сугробов, поэтому сфотографировали только с дороги.
Церковь Рождества Христова в Большой Шалге

Красная Ляга (Ватамановская)

Одинокий шедевр 1655 года
Церковь Сретения Господня и Михаила Архангела в Красной Ляге (61.598728, 38.661417) построена в далеком 1655 году. Когда-то здесь была группа деревень, а теперь ближайшая деревня Ватамановская находится в 6 километрах на трассе Каргополь — Пудож. Сейчас церковь стоит в гордом одиночестве посреди большого поля.
Сретенско-Михайловская церковь в Красной Ляге
Сначала мы думали, что не проедем к ней, т.к. в интернете писали, что дорога до церкви находится в исчезающем состоянии. Но достаточно свежие следы от машины на дороге настраивали на более позитивный лад. По следам мы легко преодолели эти шесть километров, и каково же было наше удивление, когда почти сразу за нами приехал переднеприводный форд фокус! Водитель форда рассказал, что он только в одном месте закопался в снегу, но его быстро вытащила идущая позади Нива. Эту Ниву мы потом еще не раз встретим! Вот так, исчезающая дорога, исчезающий шедевр деревянного зодчества, уже исчезнувшие деревни, а трафик в новогодние праздники как на Арбате!
Сретенско-Михайловская церковь в Красной Ляге производит впечатление. Этому способствует и общий минималистичный антураж, посреди которого стоит это пока еще не сломленное, устремленное ввысь произведение искусства. Храм является древнейшим памятником деревянного зодчества Каргополья, одним из немногих сохранившихся в стране восьмигранных шатровых храмов. Уникальные формы, резной декор, причудливые узоры — все эта красота может в любой момент исчезнуть…

Наше мнение, что церковь в Красной Ляге, и десятки других церквей нужно перевозить в существующие музеи деревянного зодчества, а еще лучше создать в Каргополе такой музей, и свезти все эти бесхозные шедевры, чтобы они были хоть под каким-то присмотром и хоть как-то ремонтировались. Хотя мы знаем пару случаев, когда церковь разобрали для переезда, а обратно уже не собрали. И еще один, когда ее разобрали для реставрации и так и бросили, т.к. деньги закончились.
Сретенско-Михайловская церковь в Красной Ляге
Полезная информация
Прочитать подробнее о состоянии и архитектуре Сретено-Михайловской церкви и других памятников деревянного зодчества можно на сайте архитектора-реставратора А. Б. Бодэ.
Мы снова выехали на трассу Каргополь — Пудож, дорога была уже по обыкновению почищена и мы комфортно держали крейсерские 70 км/ч. С тяжелыми мыслями мы ехали к следующему шедевру — Лядинскому погосту, история которого была еще более трагичной.

Лядины (Гавриловская)

Богоявленская церковь
Ансамбль Лядинского погоста (61.559917, 38.322508) был один из самых красивых северных тройников, визитная карточка Каргополья. Теперь этого шедевра деревянного зодчества XVIII века больше нет. В 2013 году из-за удара молнии сгорели высоченная Покровская церковь 38 м высотой и колокольня. Богоявленскую церковь пожарным удалось отстоять. Тогда еще ходили слухи про восстановление церкви, сейчас прошло время, страсти улеглись, и никому до этого нет дела, нет и денег.
Богоявленская церковь в Лядинах
Богоявленская церковь прекрасна! Двенадцать маковок, красиво расставленных по крыше и апсидам, изящный голубой орнамент… Особого внимания заслуживает уникальное крыльцо с расписным потолком-небесами!
Пока ходили вокруг церкви, местный мужичок подошел стрельнуть у нас спички. Говорит, жена отправила за спичками, он сходил в магазин, к соседям, но ни у кого спичек не было. Это тут же нам напомнило великолепный фильм Л. И. Гайдая «За спичками». Спички у нас нашлись и мы, пользуясь случаем, спросили у «Ихалайнена», как нам попасть внутрь храма. Он сказал, что ищите тетю Любу в магазине, она вам откроет.
Магазин располагался в придорожном кафе на въезде в деревню. Любовь Борисовна Викулова, долгих ей лет жизни и крепкого здоровья, встретила нас как родных. Многие путешественники ее знают. А кто еще не знает, обязательно заезжайте в ее кафе — блины с черничным вареньем у нее сногсшибательные. Ключами от храма, она теперь не заведует, то ли сменился священник, то ли еще что. Она сказала, что теперь смотреть внутри нечего. Небес в Богоявленской церкви нет, небеса были в Покровской церкви, которая сгорела. А все иконы, что местные жители вытащили из горящей церкви, разобрали по музеям.

Любовь Борисовна — просто невероятный жизнерадостный человек, кладезь удивительных историй. Жизнь в этом человеке бьет ключом, а сколько деятельной энергии в ней осталось, несмотря на последние суровые годы! Она — ярчайший пример того, что не место красит человека, а человек — место. И что даже в этом всеми забытом месте, в любых условиях этот человек не просто опускает руки, а организовывает кружки самодеятельности, поет и танцует, и живет полной, насыщенной жизнью.

Любовь Борисовна рассказала нам и про историю Лядинского погоста, и про его трагический финал, произошедший у нее на глазах. Кадры пожара погоста выворачивают нутро наизнанку.
Богоявленская церковь в Лядинах
Мы покидаем Лядины и Каргополье, край, в котором легко уживаются крайности: абсолютная безысходность бытия и кипучая энергия простых людей. Мы едем навстречу новым приключениям: нас ждет Кенозерский национальный парк и невероятное путешествие на снегоходах к Порженскому погосту. Наше путешествие на Русский Север продолжается!
Продолжение приключений читайте в следующей части отчета: "Кенозерье"

Поделиться отчетом с друзьями:

Поддержать рублем на новые путешествия