Отчет о путешествии

Карелия

Поездка на Север к шедеврам русского деревянного зодчества
Маршрут и карта путешествия
Внизу указаны не все пункты, только опорные. Маршрут и список посещенных мест смотрите на карте далее
Вступление
Итого:
Продолжительность: 15 дней
Расстояние: 4000 км
К августу 2020 стал более-менее возможен внутренний туризм. Конечно, отсутствие инфраструктуры в нашей большой стране еще более усугубило и без того печальное состояние туристических мест из-за наплыва наших «чистолюбивых» туристов. На наших морях был аттракцион «Сельди в бочке», «Шпроты в банке», «Пингвины в метро» и т. п. Поэтому на такое море мы решили не ехать, тем более 10-летний юбилей свадьбы маячил, а свадебные путешествия у нас всегда были на Север. Мы отправились в Карелию, как и тысячи других людей. Это было самое спонтанное путешествие из-за условий карантина и постоянно плавающих дат. Но прошло оно замечательно, мы посетили много деревянных церквей, увидели наконец-таки собственными глазами Кижи. У нас осталось, по традиции, несколько непосещенных мест, так что мы снова когда-то отправимся в Карелию. Надеемся, что и дороги чуть-чуть хотя бы поправятся. Ведь хорошие рестораны уже есть: привет, «Ягель»;)
День №1
Москва — Тверь
В 8 вечера мы погрузились в машину, когда МКАД уже ожидаемо стоял, и навигатор повел нас по новой модной северо-западной хорде. Протолкались там на светофорах, и наконец, выехали на новую дорогу Москва — Питер. Путешествие началось!
Мы всегда заранее готовим подробнейший маршрут с несколькими вариантами пути и местами посещения на случай успели/не успели в музеи, пробок или другого форс-мажора на трассе. В этот раз, садясь в машину, мы знали только, что нам нужно сегодня доехать до Твери. Дальше наши планы были на ночевку в палатке на Валдае, потом переезд в Питер, а затем у нас было несколько мест в Карелии из категории must-see: Валаам, Рускеала, Кижи, и наконец, Соловки. Вся наша предварительная подготовка свелась к тому, что мы еле-еле уцепили билеты на метеор на Валаам и Кижи. Еще забронировали гостиницу в Рабочеостровске, чтобы оттуда стартануть на Соловки. В Карелии мест в отелях не было от слова совсем, поэтому будем ночевать там в палатке. Дальше наши планы были очень туманны, мы хотели заехать в Устюжну и Тихвин, чтобы закольцевать маршрут.
Приколы начались уже при подъезде к Твери, я вспомнила, что забыла взять с собой спальники! Вот, что значит собираться впопыхах! Благо, в Твери мы ночуем в отеле и может на следующий день купим себе в Декатлоне какой-нибудь простенький спальник.
День №2
Тверь — Триал-Спорт — Декатлон — Торжок — Василёво — Валдай
С утра погуляли по Твери: прошлись по центру, посетили памятник Афанасию Никитину, закупились значками в чудом работающей сувенирной лавке и озаботились покупкой спальников. Кроме того, выяснилось, что помимо спальников, я забыла взять с собой мембранную куртку! Да, ТАК мы еще никогда не собирались! В Твери оказался магазин Триал-Спорт, где мы выцепили с хорошей скидкой двуспальный спальник, а вот в тверском Декатлоне подходящей куртки не нашлось. Ну, мы оставили это дело до Питера — ночь на Валдае можно пережить и без куртки.
Наш путь лежал в Торжок, в котором мы как-то были проездом, возвращаясь из Старицы. Торжок нам понравился!
Сначала поехали к деревянной церкви Вознесения XVII века. (Грузинская ул., 27, Торжок, 57.029243, 34.961995)
Церковь классная, стоит на высоком берегу р. Тверцы с отличным видом на город. Но как только мы вылезли из машины, как по закону подлости, подъехал туристический автобус и извергнул из себя человек 40 пакетников. Красивые фотки и идиллическое соцерзание архитектуры с природой закончились, не начавшись.
Церковь Вознесения в Торжке
Церковь Вознесения в Торжке
Решив начать осмотр достопримечательностей Торжка с «дальнего» от трассы конца, мы потихоньку приближались к центру и трассе. Поэтому следом посетили Новоторжский Борисоглебский монастырь (Старицкая ул., 7, Торжок, 57.033878, 34.955900). Здесь можно забраться на колокольню (вход платный) и обозревать панораму города. Монастырь активно восстанавливается, туристов тогда было много, и мы с трудом нашли место, где поставить машину.
Сразу за монастырем есть валы, т.н. Новоторжский кремль, его обнесли частоколом «под старину» и теперь берут деньги за вход. Внутри ничего интересного — пара требушетов и таран. С валов также открывается вид на город и соседний Борисоглебский монастырь.
Затем мы поехали в центр и оттуда по пешеходному мосту перебрались на другую часть города. На высоком холме сверкал храм Пророка Илии (ул. Красная Гора, 22а, Торжок), где нас чуть не убило свежеположенной штукатуркой.
На обратном пути заскочили в замечательную кофейню — больше всего не ожидаешь встретить в провинциальном городке столько дизайна. Кофе и тортики были вкусные, так что всем рекомендуем — Кофейня «Ангеловъ» (ул. Красная Гора, 3, Торжок).
Кто будет в Торжке основательно, обязательно посетите еще и музей золотного шитья, мы до него тоже когда-нибудь доберемся.
Дальше наш путь лежал в Василево — Архитектурно-этнографический музей (57.097654, 34.971396) под открытым небом, он всего км в 10 от Торжка и обязательно стоит посещения! Вход со взрослых 100 руб., с детей и пенсионеров по 50. На территории есть несколько хороших крестьянских домов, старый каменный мост и великолепная деревянная Вознесенская церковь 1732 года постройки.
Церковь Вознесения в музее Василево
К вечеру доехали до Валдая. Сначала помыкались в поисках места для ночевки в палатке. Конечно же ничего сразу не нашли, поэтому решили ехать к монастырю: намечался закат и надо успеть в режимное время его зафоткать!
Иверский монастырь
Пока ехали по перешейку, видели сотни туристов, которые расположились чуть ли не друг на друге в любом месте, где хоть как-то можно съехать с дороги и разбить палатку. Запас оптимизма насчет ночевки с видом на монастырь или хотя бы на озеро растаял как дым. Мы решили объехать озеро с востока — там были базы отдыха, леса, и по прикидкам плотность населения значительно меньше. Ехать в сторону города не решились — там вообще непонятно, где теоретически можно разбить лагерь.
Трехметровые заборы в лесу с камерами по периметру вернули нас к тому, что на дворе капитализм и все хорошие места в таком попсовом месте уже заняты более успешными людьми.
Пропрыгав по рытвинам лесной дороги, докатили таки до базы отдыха, где нам ожидаемо дали отворот-поворот: де, места все заняты, ищите дальше.
Ночевка в машине на обочине вырисовывалась все отчетливее…

Солнце уже давно зашло, потихоньку начинало темнеть, и нам нужно было как можно быстрее найти себе пристанище на эту ночь. Свернув на очередное ответвление лесной дороги, мы поехали вдоль оз. Скрылево. Дорога петляла прямо по берегу и на любом удобном месте стояло по машине, а то и по две-три. Наконец, уже перед забором какой-то очередной крутой дачи мы увидели свободное место, где можно было поставить палатку. Поужинали, отметили начало путешествия и радостные, что нам так хорошо повезло со стоянкой, легли спать.
Но не тут-то было! С соседней базы отдыха за трехметровом забором собралась молодежь, которая спать не собиралась, а проверяла, как далеко разносятся их пьяные вопли по озеру под говномузыку. Забор-то трехметровый, а вот по озеру звук распространялся без проблем. Часа в 4 ночи они наконец заткнулись.
Когда в нашей стране будет нормальная инфраструктура, когда будут человеческие кемпинги, когда!?!
Наше пристанище на берегу о. Скрылево
День №3
Валдай — Богословка — Питер
Продрав глаза и быстренько собравшись, снова поехали к Иверскому монастырю — внутри мы ведь не были! Попали на архиерейскую службу. Мне почему-то везет в путешествиях всегда попадать на какие-то важные богослужения в каждой стране. Походили, посмотрели на фрески. Сразу видно, что недавно восстанавливали: совсем не то великолепие. Монастырь ничем не зацепил, и мы двинули дальше — на Север.
Мы столько раз были в Питере, столько вокруг объездили, но совсем недавно узнали о том, что прямо на окраине Питера есть мощнейшая деревянная церковь в усадьбе Богословка!!! (59.827034, 30.567998) Несмотря на новодел, смотрится намного органичнее восстановленных фресок на Валдае. Храм невероятно красив: очень похож на Преображенский собор в Кижах. И это неудивительно — перед нами точная копия Покровской церкви XVIII в., которая сгорела в 1963 году на Вытегорском погосте (Анхимово, Вологодская область). В Богословке постарались воссоздать тройник: есть колокольня и маленькая часовня. Может быть, там когда-нибудь построят и зимний храм. Вокруг сделано красивое ограждение как на Почозерском погосте в Кенозерье, есть добротный северным дом. Место очень популярно, сюда приезжают свадьбы, отмечают праздники. Удивительно, как столько времени мы о нем не знали!
День №4
Питер
Мы всегда любим возвращаться в Питер. У нас есть свои места, которые обязательно нужно посетить. Утро, например, начинается с того, что идем в Пышечную на Малой Конюшенной за пышками, а потом идем пить кофе с тортиками в кондитерскую Север, что напротив Гостиного двора. По вечерам нужно обязательно зайти в Сиртаки на Невском сразу за Аничковым мостом. Ну, и обязательно прогуляться около Русского музея и Спаса на Крови.
А еще мы купили себе карематы самонадувающиеся — опробуем их в Карелии. Это пока куртку искали, не смогли пройти мимо. Вообще, нельзя ходить по туристическим магазинам, это кончается неконтролируемым шоппингом.
День №5
Питер — Декатлон — Приозерск — Рускеала
Пока с утра проводили традиционный моцион в Пышечной и Севере, время шло к обеду. Выехали наконец из Питера и поехали по КАДу в сторону трассы Сортавала, благо Декатлон как раз на отвороте находится. Съезд на Мегу, Декатлон и Икею благополучно стоял. Машин скапливалось все больше и все они хотели попасть в Мегу, хотя было очевидно, что там какое-то ЧП и никого не пускают. Часа полтора толкались в этой пробке длиною километра полтора. Мы ребята упрямые, если нам что-то приспичило, то уже не отвертишься. И наше упрямство было вознаграждено: мы купили мне отличную мембранную куртку горчичного цвета! Она была единственная и как раз нужного размера в женском отделе. Уже потом, в Петрозаводске, во будет умора с этой курткой! Но, обо всем по порядку.
Едем по трассе «Сортавала» и не можем нарадоваться: как мы из непростой ситуации со спальниками и курткой выпутались! Да еще карематами разжились! Благо, дорога способствует: отличный европейского уровня автобан. В таком приподнятом настроении подъехали к Приозерску. Здесь у нас важное дело: надо сфоткаться также, как и 10 лет назад.
Катим по трассе дальше и вздыхаем: как же мало у нас таких дорог! Живописнейшая трасса с красивыми видами, поворотами и почти полным отсутствием трафика. Дорога — она сама по себе достопримечательность, если сделана по-уму в красивом месте. Вот уже и указатель — «Лахденпохья». Здесь надо сфотографироваться, мы-то неместные, нам такие названия в диковинку.
Трасса с разметкой между тем закончилась и пошла она извилистой ниточкой по лесам да по болотам карельским. Кайф.
В Сортавалу приехали и начали высматривать ночлег, т.к. уже вечерело. Туда-сюда ткнулись, нет никаких кемпингов, нет никаких стоянок. Гугл с яндексом предлагают какие-то кемпинги, но они, похоже, есть только в их электронном воображении. Один загон для скота, другой кемпинг был прям на склоне горы у обочины, третьего вообще не было. Места вдоль дороги и у озера либо заняты, либо так угажены, что не приткнешься. Докатили уже до Рауталахти и поняли, что, движемся не в правильном направлении: дальше ехать смысла нет, т.к. завтра нам с утра надо на причал в Сортавалу, к Валааму плыть. Развернулись и поехали в сторону Рускеалы, там популярное место, какие-то кемпинги да есть. У первого кемпинга даже припарковаться негде. Поехали еще в один, там места побольше, нашлось и для нас. Почти одновременно с нами приехал автодом, так хозяин кемпинга его развернул и даже разговаривать не стал. Странно, даже за деньги не берут. Ночевать им на придорожной обочине, так ребята с автодома нам пожаловались. Страна у нас большая, а встать негде — либо съездов нет, либо уже заняты.

Кемпинг называется «Лесная Поляна» в 2 км от Горного Парка Рускеала. Из плюсов — у каждой палатки есть свой «личный» сектор, ну и все «палаточники» были адекватные туристы, только народ в «домиках» один день немного пошумел, а так было тихо.

Вообще, кемпинг в России — одно название. Отличается от обычного леса тем, что ты за место деньги платишь. Ну и в туалет не под кустик ходишь, а в сельский туалет — один на всю «деревню». Вода — не. Электричество — только в домиках. Душ и стирка вроде есть, но мы не проверяли, как-то неинтересно уже стало. Но, самое главное, нашли где приткнуться, да главу приклонити. Поужинали, разложили карематики и спать… Завтра у нас распиаренный Валаам!
День №6
Рускеала — Валаам — Ладожские шхеры — Рускеала
Сегодня важный день. Немного нервозно, как там наши билеты на метеор, будет ли навигация, не забыли ли про нас.
Вообще бесит, что нельзя онлайн выбрать билеты на этот метеор на время и дату, которые свободны и тебе подходят. Нет, надо найти группу вконтакте, позвонить и попросить записаться. Так как есть только такой сервис, а на Валаам этим летом было много желающих, то дозвониться до администраторов та еще проблема. Но я — человек целеустремленный, есть задача — выполняем. Я звонила 130 раз подряд, писала сообщения, пока мне не ответили и не дали другой номер. Странно, зачем указывать номера для связи, если они на самом деле другие. Ну, да ладно. По второму номеру я дозвонилась уже с 10-го раза и забронировала-таки метеор на Валаам.
Для тех, кто собирается на Валаам
Бронируйте билеты лучше у туроператоров на метеоры, а лучше всего возьмите частника. На Ладоге часто шторма, и навигацию могут отменить — что тоже говорит в пользу выбора частника на месте. Мы были вынуждены брать групповой тур, так как из-за ковида частников не пускали на острова. Ничего нового экскурсоводы вам не расскажут, а время и деньги с ними потеряете. Во всяком случае, мы брали экскурсию через паломническую службу монастыря (думали, что из первых рук будет лучше всего) — и лучше так не делайте. Увидите кусок леса, две часовенки и все. На острове есть велосипеды — их можно взять и за день объехать все важные места.
И стоим мы на причале, всматриваемся вдаль. Вокруг шастают частники, предлагают Ладожские шхеры. Мы тоже туда хотим, но пока не знаем, успеем ли. Но волка частника ноги лодка кормит, поэтому вас покатают почти в любое время и с несомненно лучшим комфортом, чем метеоры выпуска конца 80-ых. Но это я забегаю вперед.
Все сложилось благополучно, наши имена были в списках, и метеор помчал нас к Валаамскому архипелагу. Приплыли не к главному монастырю, а с какого-то заднего двора. Вообще, если бы не ковид, мы бы никогда не связались с экскурсией, т.к. в 90% случаев это пустая трата времени и денег. Нас собрали в кружок и начали рассказывать историю монастыря по картинкам в папке экскурсовода. Проще это делать непосредственно в монастыре, когда все достопримечательности на виду, но мы-то причалили с заднего двора. Зашли в один скит и все — два часа пролетело.
Доплыв-таки до главного монастыря мы поняли, что связываться с этой экскурсией больше не будем, иначе просто ничего не увидим. Экскурсия пошла куда-то еще жрать, а мы залетели в собор, сделали там все дела и пошуршали в сторону Никольского скита. В общем, времени нам хватило в обрез: только фото и дорога-туда обратно. Ну, перекусить еще успели за 10 мин. Что в итоге успела экскурсия — непонятно.
По итогу, 4 часа на Валааме с экскурсией это ниачем. Самостоятельно за это время вы сможете хорошо изучить окрестности главного монастыря. Для вдумчивого катания на велике (они там есть на прокат) по всему острову хватит светового дня.
В сухом остатке — Валаам не понравился, и даже не из-за экскурсии. Антиподом ему из этой поездки стал Тихвин, где мы впечатлились архитектурой и атмосферой. Нет больше на Валааме благодати, нет той северной тишины, атмосферности, которая есть даже в Кижах (может из-за того, что не было китайцев?). Валаам все больше напоминает бизнес-проект: базы отдыха «для своих», яхты и пр. Селигер, Валдай, а теперь и Валаам пополнил наш антирейтинг.
Слишком много пафоса, когда в других местах шедевры деревянного зодчества или объекты Юнеско разваливаются на ваших глазах.
Яхта на Валааме
В 6 вечера мы были снова на причале Сортавалы и сразу же договорились с частниками отправиться на Ладожские шхеры. Во-первых, отличный, мощный катер. Во-вторых, сам капитан тебе рассказывает про Ладогу, с ним можно пообщаться о штормах, природе и «крутых» дачах на берегу. Но самое главное, конечно же, северная природа. Это суровые острова из Габбро-диабаза (сразу запомнили), похожие на черепах, это сосны, чудом уцепившиеся за эти камни, узкие проливы, и мастерство капитана, способного на ощупь двигаться в ловушках этого волшебного лабиринта. Напряжение красоты возрастает с каждым маневром катера и вот он… остров Хонкасало! Вот оно, ради чего все едут — увидеть условный «север» и навсегда влюбиться в него. Великолепие или даже магия севера, она манит к себе путешественников, заставляет их покидать комфортные дома и предаваться созерцанию здесь. Только здесь и только сейчас.
День №7
Рускеала — водопад Ахинкоски — водопад Белые Мосты
Сегодня мы отправились в мраморный карьер Рускеала, тоже распиаренное место, где, наверное, побывали уже все. Туда и ретро-поезд ходит (как и в нашем любимом Гарце), и разнообразные экскурсии, которые нам, к сожалению, уже не достались по причине очередного аншлага. Ну, ничего, побродим по подземным мирам Рускеалы в следующий раз.
Музей и территория оставили самые приятные впечатления, наконец-то мы увидели у себя в стране парк настоящего европейского уровня: начиная от туалетов и заканчивая разными активностями. Многие в Интернете жалуются на то, что за каждый «чих» надо платить. Не могу согласиться. Входные билеты 100 рублей. А уж кататься там на тарзанке или нет — каждый решает сам. Но по инфраструктуре, по проложенным тропам, по уровню сервиса — это настоящий класс. Так должны быть оборудованы все парки в стране. Кто еще не был — всем советуем побывать.
Рядом же расположены водопады Ахинкоски (61.915139, 30.627005), они же Рускеальские. Здесь тоже берут плату за вход. Но мы только за, если эти средства идут на создание инфрастуктуры: туалетов, дорожек, кафешек. Я советую заезжать туда после Рускеалы, т.к. лучше приехать сначала в кассу музея и взять билеты на экскурсию на удобное время, а там уже смотреть по обстоятельствам. Водопадики невысокие, но место приятное, прям у дороги, поэтому посетить очень даже рекомендуем.
Дальше у нас вставала дилемма. Уже вечерело и оставаться еще на одну ночь в рускеальском кемпинге мы не хотели, т.к. в планах было доехать на следующий день до Петрозаводска и по дороге осмотреть несколько интересных деревянных церквей, которые подыскали еще в Питере, судорожно пытаясь сверстать маршрут уже по факту. Еще был труднодоступный, по отзывам, водопад Белые мосты (61.753424, 31.410064), который тоже очень хотелось посетить. Но он у нас вписывался в маршрут только, если сегодня до него доедем и там заночуем. Пропускать такую красоту мы не могли себе позволить, поэтому поехали в ночь в неизвестное.
До водопада было всего 90 км и каких-то полтора часа пути (так показывал яндекс). В итоге ехали мы туда 3 часа. Как по заказу, окончательно стемнело тогда, когда свернули с асфальта. До цели оставалось всего 10 км и не было смысла сворачивать или останавливаться — мы бы пешком до туда дошли. Но эти 10 км заставили нас понервничать! С каждым километром дорога становилась все уже, луж все больше, а свет фар, резко очерчивая края очередной ямы, бросал черную тень на ее дно, из-за чего яма казалась еще огромнее. Под конец пошли такие бугры, за которыми не было видно абсолютно ничего — просто тьма. И тогда нам стало казаться, что сбоку из-за черной стены леса вдруг выглядывают голодные медвежьи глаза… Мы чувствовали всем телом, что места эти страшно дикие, и не факт, что настоящие хозяева этих чащ будут рады непрошенным гостям… И если все последнее время мы тяготились человеческим обществом, людей везде было слишком много, то теперь молились, чтобы там была хоть какая-то живая душа.
Последние метры были самыми хреновыми — ночью очень сложно оценить масштаб каждой ямы, но мы доехали. И чу… Кажется, огонек мерцает… Ура! Люди! Мы спасены!
День №8
Белые Мосты — Кинерма — Котчура (Крошнозеро) — Коккойла — Маньга — Кивач — Петрозаводск
Утром все страхи рассеиваются, солнышко ярко светит, внизу шумит водопад… Благодать… Первым делом побежали к водопаду и ахнули: вот это ДА!!! Не зря сюда через голодных медведей прорывались! К вечеру этого дня мы увидим известный Кивач, и он, на наш взгляд, сильно проигрывает высоким и мощным Белым мостам.
Облазили лес вокруг водопада, собрались и поехали в обратный путь. Как по мановению волшебной палочки, днем дорога была вполне проезжая и мы проехали эти 10 км минут за 20. У водопада дорога становится проселочной с несколькими ухабами, но вполне проезжая для любой машины, затем 8−9км идет грейдер «стиральная доска», на котором можно ехать или меньше 10км/ч или быстрее 45км/ч. Мы выбрали режим «больше скорость — меньше ям».
Выехали на трассу и поехали в деревню Кинерма (61.526660, 32.825150), которая включена в список самых красивых деревень России. Уровень, конечно, не как во Франции, но пластиковых сайдингов нет, есть несколько отлично сохранившихся домов классического северного типа — «все под одной крышей» с резными полотенцами, а бонусом стоит замечательная деревянная Смоленская часовня XVIII века. Заехать сюда стоит, и можно даже где-то вконтакте договориться, чтобы местные жители провели экскурсию с заходом в часовню.
Для тех, кто интересуется деревянным зодчеством
Самый полезный ресурс, если вы готовите поездку по деревянным церквям не только России, но и Европы, это титанический труд многоуважаемого Eeyore, его карта: www.eeyore.aroundspb.ru/
Хочется выразить ему огромную благодарность, на протяжении многих лет мы используем его карту в своих путешествиях.
Дальше мы по карте Eeyore движемся в сторону Петрозаводска по А-121, наслаждаясь великолепной живописной дорогой. Очередная остановка у нас — деревянная часовня Иоанна Богослова (61.648788, 33.145763) в деревне Котчура на Крошнозере. От дороги метров 200, но ее не видно, и шлепая по тропинке, неожиданно появляется это маленькое чудо, которое охраняют огромные раскидистые ели.
Следующим пунктом у нас значится еще один памятник деревянного зодчества — часовня святой Варвары (61.599928, 33.353140) в деревне Коккойла. Всего 5 км по грунтовке — и вот она, красавица.
Часовня святой Варвары в деревне Коккойла
Проехав еще несколько километров, мы увидели настоящий шедевр — Часовню Рождества Пресвятой Богородицы (61.633848, 33.412609) в поселке Маньга. Ее видно сразу при въезде в деревню — на высоком склоне холма в окружении сосен. Заезжаем в горку по луговой дорожке к ней поближе, и УХ-ТЫ!!!

Мы были уверены, что в эту поездку уже ничего более красивого не увидим. Наивные…

Можно было забраться наверх на колокольню, что мы сразу и сделали. Виды просто потрясающие на озеро, на деревню. За часовней следят, недавно была реставрация и она отлично выглядит. Место очень атмосферное. Мы были там одни и только отливающее золотом поле, синева неба и этот замечательный храм, как вишенка на торте. Кто будет в тех краях — место обязательно к посещению и лучше подгадать так, чтобы приехать туда вечером и разбить лагерь, и на закате любоваться этой красотой. Место для стоянки очень удобное.
До Петрозаводска оставалось всего ничего (60 км), солнце стояло еще высоко, поэтому мы решили ехать в Петрозаводск через водопад Кивач. Он у нас был запланирован на отдельный день, но если заедем сейчас, то больше времени сможем потратить на осмотр Петрозаводска. Для бешеной собаки 50 верст — не крюк, тем более дорога отличная, и даже до самого Кивача уложили свеженький ровненький асфальт. Погода испортилась, пошел дождик, но нас таким пустяком не возьмешь — после Исландии гуляние в дождь абсолютно комфортно. Отдали за вход по 200 рублей с носа, посетили неплохой местный музейчик и абсолютно не впечатлились водопадом: так, порожек на реке. Настоящий крутой водопад в Карелии — это Белые Мосты. На Киваче еще кое-где сделали настилы и перила со смотровыми площадками, с которых вообще ничего не видно. Пошатались туда-сюда в поиске хорошего ракурса, ничего не нашли и поехали-таки в Петрозаводск.
День №9
Петрозаводск — Гора Сампо — Марциальные воды — Ужесельга — Петрозаводск
Утром сразу рванули к пристани (61.791382, 34.390994), от которой отходят метеоры на Кижи. Наш метеор отправляется завтра, но мы решили разведать заранее, как все происходит. В общем, все стандартно: приходит метеор на причал № 4, по матюгальнику объявляют посадку, проверяют пассажиров по списку и температуру. Успокоившись насчет завтрашнего отплытия, со спокойной душой прошлись по набережной, навернули пару кругов по центру Петрозаводска. На набережной произошел курьез: навстречу нам попалась супружеская пара, и у мужчины была одета точно такая же куртка, как у меня! Мы сразу начали гоготать, что мужик в женском платье, хахахахаха! Потом в мою голову забрался червячок сомнения и я полезла на сайт Декатлона. Ну, и стало понятно, почему в женском отделе тогда была только одна такая куртка — все остальные были в мужском!
Как только замаячило время обеда, мы направили свои стопы к ресторану «Ягель», в который не смогли попасть накануне вечером из-за дикого ажиотажа. Но свободных мест опять не было, а предварительным бронированием как-то не обеспокоились. В общем, в очереди мы были всего вторыми и ждать долго не пришлось.
Спустя часа два с половиной мы выкатились как колобки на свежий воздух и решили, что сюда не жалко и на самолете прилететь, чтобы поужинать! Не зря здесь почти в любое время суток полный зал. Главное, столик забронировать заранее. Отличный интерьер, очень вкусные и огромные порции с приятными ценами.
Борщец в Ягеле
Солнце клонилось к закату, по Петрозаводску мы уже нагулялись, а в отель ехать в такую рань не в наших традициях. Решили доехать до горы Сампо (62.039164, 34.096710) и там в сумерках пошастать и пособирать грибы. Навязчивая идея с грибами начала мучать меня еще вчера в Кинерме — там вдоль дороги росло такое огромное количество мухоморов просто гигантских размеров! Я пыталась на ходу выпрыгнуть из машины, чтобы хотя бы сфоткать свои мухоморчики.

Гора Сампо достаточно популярное место судя по мусору и ленточкам на деревьях. Я сразу поняла, что много грибочков мы тут не найдем, но штучки три подосиновиков все равно нашли!
Мы вообще думали доехать до Гирваса, но солнце уже окрасило небо в красный цвет и стало понятно, что «режимное время» в очередной раз упущено. До Марциальных Вод (62.156332, 33.901628) доехали, когда закат уже полыхал вовсю. Было очевидно, что надо забраться вооон на ту гору, чтобы увидеть закатное великолепие с высокой смотровой точки. Но на горе, кроме верхушек сосен, не было ничего видно. Пока катались вверх-вниз, солнце зашло. Зато теперь мы в спокойном темпе пошли пробовать местную минеральную воду. Вода мне понравилась, такая ржавенькая, со вкусом железа, как дома из-под крана.
День №10
Петрозаводск — Кижи — Петрозаводск
Сегодня день Ч, мы едем на Кижи! Наконец-то исполнится наша давняя мечта, поэтому у нас стоит куча будильников, чтобы не проспать. Но в такие дни всегда просыпаешься с первым лучиком солнца, так что будильники отрабатывают всегда в холостую. Ничто не сравнится с этими минутами предстартового мандража, когда по 10 раз проверяешь билеты, документы и одежду на любую погоду!

Мы пришли задолго до отправления метеора, узнали в кассе, что сегодня все отправляется по расписанию и пошли коротать утренние часы перед отплытием по набережной. Наконец, причалил наш метеор и объявили посадку. Нашли свободные места в самой корме, зато у окошка. Полтора часа пролетели незаметно, то тут, то там мелькали острова с домиками и часовенками, и чем ближе к Кижам, тем все чаще можно было встретить мельницу или интересную часовню на берегу. Мы уже думали, как бы нам посетить столько замечательных мест на Великой губе Онежского озера. Дорога сухопутная вроде как была, но непонятно было, сможем ли мы по ней проехать на машине.
Очередной поворот между островами, и… вот он!!! Знаменитый на весь мир погост!!! УРРАААА!!! Мы доехали! Мы увидели!!!
Экскурсию мы покупали тоже напрямую через музей и в этот раз все получилось как надо: небольшая группа, человек 15, и профессиональный экскурсовод рассказывал интересно и подгадывал так, чтобы другие немногочисленные группы уже уходили с тех мест, куда мы приходили.

Конечно же времени нам не хватило, но у меня язык не поворачивается обвинить в этом экскурсию. Нет. Просто 4 часа для осмотра Кижского погоста очень мало, особенно если вы его так хотели увидеть. Им не то, что насмотреться, надышаться не успеваешь! А ведь на севере острова еще есть кластер с интересными достопримечательностями, до которых мы даже не успели дойти. Зато я увидела гадюку, которых в тех краях очень много.

Нам все очень понравилось, а за счет всех ковидных ограничений люди по всему острову равномерно распределяются и можно даже успеть словить ощущение одиночества, что есть только ты и Кижский погост. Экскурсовод сказал, что нам очень повезло и наслаждайтесь моментом, пока здесь нет китайцев)))
Бросьте все дела и езжайте на Кижи, пока там нет толп народа. Езжайте, пока эти шедевры деревянного зодчества можно увидеть во всем великолепии после реставрации. Езжайте, пока они стоят, ведь в Кондопоге (2018) и Лядинах (2013) тоже стояли шедевры. Французы оставили нам собор Парижской Богоматери, немцы — Кельнский собор, итальянцы — собор святого Петра в Риме, а мы подарили миру ансамбль на Кижском погосте. И он один такой.
День №11
Петрозаводск — Пертисельга — Олонец — Александро-Свирский монастырь — Подпорожье
Соловки мы отменили: сидеть две недели в Кеми с ложноположительным тестом вообще не хотелось, а точность тестов ПЦР оставляет желать лучшего. Решили, что поедем на Соловки отдельной поездкой, заодно посмотрим все церкви на Великой губе Онежского озера, да может и петроглифы Бесового носа захватим. Короче, маршрут на будущую поездку уже готов, можно ехать дальше)))

Еще в Санкт-Петербурге в книжном купили небольшой путеводитель «От Ладоги к Прионежью» (ISBN: 978−5-93 024−110−5) и собирались немного прокатиться по «Свирскому ожерелью». По-хорошему, нам нужно было ехать от Петрозаводска строго на юг вдоль Онежского озера через деревни Шелтозеро, Гимрека и Щелейки. Но по рассказам водителей, которые имели несчастье по ней проехать, туда следовало ехать только на танке, и желательно, не на своем, чтоб его не жалко было. Сейчас, наверное, средняя скорость 30 км/ч на протяжении 200 км нас не остановила бы, как и раздолбанная подвеска, но тогда мы были впервые в такой дали и еще новенькие на российских «классических» направлениях-грейдерах. Поэтому мы поехали в строну Питера на Олонец по отличной дороге, а оттуда планировали поехать на Подпорожье, если дорога позволит.
Только пошли леса, как я начала проситься у водителя по грибы. Мелькающие мириады грибов, которые я успевала заметить вдоль дороги, манили меня к себе. Наконец, мы свернули на лесную дорогу и началась славная охота за грибами в карельском лесу. Минут за 40 вдоль лесной дороги набрали столько белых и подосиновиков, что наполнили ими весь икеевский пакет и еще часть улова пришлось тащить на футболке на пузе. Я села на заднем сиденье разбирать наш урожай и нарезать его на дольки, а муж ехал за рулем и ворчал.
Первой достопримечательностью на пути оказалась Георгиевская часовня XVIII в. в деревне Пертисельга (61.079771, 32.953429). По карте часовня стоит на лугу на берегу озера, но деревья так спрятали ее от посторонних глаз, что мы смогли найти ее только по приборам пешком, оставив машину на дороге грейдере. Огромные вековые сосны и ели выросли полукругом вокруг часовни, словно защищая ее.
Следующей точкой нашего маршрута стал славный город Олонец. Раньше здесь был острог и северный аванпост русского государства. Теперь тут из примечательного только несколько мостов через реку Олонку, да собор Смоленской Богоматери 1824 г. (60.979956, 32.959555).
В Олонце я уже дорезала все наши грибы, достала нитку и мы стали натягивать грибы на нее. Нитку потом зацепили под крышей на потолочные ручки и там грибы так и сушились, источая грибной аромат всю оставшуюся поездку до дома. Запах грибов нравился только мне одной. А еще по мере сушки и резкой встряски на ямах, из грибов высыпались червячки на заднее сиденье. Муж ворчал.
Обязательной точкой посещения был Александро-Свирский монастырь, особенно его Троицкая часть, в которой сохранились наши самые любимые образцы русской архитектуры XVI — XVII вв, с такими красивыми закомарами, куполами, крылечками, фресками… Но случился облом: Троицкая часть была закрыта на реставрацию. Чуть не плача, потопали в действующую часть. Там посетили Преображенский собор и в грустном настроении поехали в сторону Подпорожья.
Дорога после Лодейного Поля на Подпорожье была очень даже ничего, и мы решили еще и в Верхние Мандроги заехать, куда постоянно заплывают круизные лайнеры. За последние годы там много всего настроили, и хотелось только взглянуть на эту туристическую замануху. Но и здесь нам не повезло: охранник даже не пустил нас на территорию, что де, все закрыто из-за ковида. Пришлось снова возвращаться на трассу 8 км по пыльному грейдеру. Так мы потихоньку привыкали к «стране без асфальта».

В Подпорожье въезжали уже при закате и очень удивились странным лицам людей, которые реально как зомби бродили вдоль дорог. Я отказалась ужинать в нашей гостинице «У Максимыча», которая мне напомнила мое детство в казарме, и мы поехали к гостинице «Пристань», которая выглядела получше, но в которой не было свободных мест для ночлега, зато был свободный зал в ресторане, где были только мы и какие-то питерские менты, которые приехали с инспекцией в Подпорожский район.
День №12
Подпорожье — Важины — Согиницы — Заозерье — Родионово — Свирьстрой — Оять
С утра мы решили дать кружок по Свирскому ожерелью, на этом туристическом маршруте было несколько интересных памятников русского деревянного зодчества, а потом доехать, если сможем, до Родионово, в котором была церковь просто неземной красоты. Дороги на сегодня баловать нас не обещали, поэтому мы приготовились к уже привычным грейдерам.

Сначала вдохновились подпорожской гидроэлектростанцией на Свири — Верхнесвирская ГЭС (60.917896, 34.191712), 1938−1952 гг постройки.
Подпорожье, Верхнесвирская ГЭС
Верхнесвирская ГЭС
Первым пунктом Свирского ожерелья (120км местных песчаных дорог неплохого качества) является погост в дер. Важины (60.972067, 34.047883). Адрес же у нее примерно такой: Важинское городское поселение, деревня Курпово, Прибрежная улица, 7.
Воскресенская церковь XVII века обшита, поэтому выглядит не так аутентично, но с противоположного берега реки все равно смотрится неплохо.
Воскресенская церковь, Важины
Самая главная достопримечательность всего Свирского ожерелья — это ансамбль двух церквей в Согиницах: Никольской 1696 г. и Ильинской 1864 г. (61.076360, 34.085424). Их сейчас активно реконструируют, они в лесах, поэтому мы смогли уведить немногое.
Согиницы
Следующая часовня Петра и Павла в Заостровье XVIII века (61.077981, 34.246176) находится, как и положено, на кладбище. Но она уже разрушается и года ее, к сожалению, сочтены. Еще несколько зим и от нее больше ничего не останется. Душераздирающее зрелище.
часовня в Заостровье
Через 15 км грейдера мы доехали до церкви Афанасия Великого XIX века в Посаде (61.077200, 34.495464) тоже на кладбище, но то ли ее перестроили, то ли заново покрасили крышу, но она нас как-то не впечатлила.
Часовня Афанасия Великого в Посаде
Свирское ожерелье мы проехали по всему маршруту, половину которого был асфальт, половину приличный грейдер, скорость почти всегда держали от 50 до 80 км/ч, на ямах оттормаживаясь до 0. Попытались в какой-то деревне подъехать к Свири, чтобы с красивом видом пообедать, но подъездов никаких нет, одни заборы и дома. Решили ехать до Родионово и поесть уже там.
Про дорогу А-215 Лодейное Поле — Вытегра мы тоже начитались отзывов и была она, по этим отзывам, худшей дорогой России. Самый легендарный участок был от Ошты до Вытегры, но нам надо было свернуть намного раньше в сторону озера Юксовского. Пока дорога радовала, асфальт кое-где подлатали, кое-где раздолбали, но среднюю скорость 70 км/ч держать было можно. Так мы проехали деревню Гоморовичи, где прям с дороги можно увидеть маленькую часовню Николая Чудотворца (60.898778, 34.734160).
часовня Николая Чудотворца в д. Гоморовичи
часовня Николая Чудотворца в д. Гоморовичи
Долго ли, коротко ли дорожка вилась, мы не заметили, как доехали до села Родионово, в котором на высоком берегу Юксовского озера стоит величественная Георгиевская церковь 1522 года!!! (60.927457, 35.001529). Вот она, изюминка нашего путешествия! За ней-то мы и ехали все эти километры убитого асфальта. Ради нее стоило бы проехать еще тысячу км, если бы понадобилось. Она стоит в абсолютно доступном любому автомобилю месте. Но все туристы остались в Петрозаводске, в Рускеале и Валааме, а сюда добираются лишь энтузиасты?!
Мы не могли оторвать от нее глаз. Какие формы, какие пропорции!!! И как просто выглядит с этим шедевром 16 века новая церковь, которую обшили железом и вагонкой.
И какая же разная бывает красота деревянного зодчества: в Кижи это симфония деталей и ритмов, в Родиново — их лаконичность. Но как выбрать, что из них более красивое? Мы выбрать не можем.

Потом спустились вниз к озеру и сварганили себе отличный походный обед с видом на озеро с облаками, которые плыли куда-то по своим делам.

Когда пришло время уезжать от Георгиевской церкви, то мы просили исполинскую сосну охранять ее, а та в ответ шуршала нам своими иголочками где-то под самыми небесами.
Посетив одну историческую ГЭС, мы не могли проехать мимо еще одной известной гидроэлектростанции на Свири — Нижне-Свирской ГЭС (60.806312, 33.706719) в поселке Свирьстрой, которую строили по плану ГОЭЛРО в начале 30-ых. К сожалению, как мы не пытались подъехать поближе, всегда натыкались либо на бетонный забор, либо на высокие деревья.
Нижне-Свирская ГЭС, Свирьстрой
Нижне-Свирская ГЭС, Свирьстрой
Тем временем, быстро вечерело, а на завтра планов у нас, как обычно, громадье. Поэтому снова проехали Лодейное поле с интересным мостом и поехали в сторону Питера.
Сегодня нам надо как можно ближе продвинуться к Старой Ладоге, чтобы не тратить много времени завтра с утра на дорогу. Я опять погрузилась в спутниковые карты, чтобы найти приличное место для ночевки, но, как обычно, ничего путного не попадалось. Но вскоре мне повезло: я смотрела карты около Введено-Оятского монастыря и там вдоль реки по спутнику проглядывались перспективные места для ночевки! Мы завернули туда и сразу были вознаграждены: высоченный берег Ояти, десяток обжитых стоянок и никого вокруг! У нас была возможность выбрать самую лучшую стоянку с видом!
Это была наша самая лучшая ночевка в палатке во всем путешествии!
День №13
Оять — Старая Ладога — Волховская ГЭС — Тихвин — Устюжна
С утра мы сложили лагерь и поехали в Введено-Оятский женский монастырь (60.461478, 33.139699), до которого оставалось всего пару километров. Сам монастырь восстановлен, но нас ничем не зацепил. Напротив монастыря через реку Оять стоит деревянная часовня Александра Свирского, но до нее добраться можно только на лодке.
Затем посетили еще одну деревянную церковь Николая Чудотворца в деревне Пономарево (60.483649, 33.076209).
Наконец, мы доехали до Старой Ладоги, в которую все собирались, да никак не могли приехать последние лет 10. Бросили машину на парковке у какого-то административного здания (60.002736, 32.290754) и пошли гулять.
Первым осмотрели собор Рождества Иоанна Предтечи XVII века (60.006890, 32.294054).
Староладожский Свято-Успенский монастырь XII века (60.002019, 32.294171) уже радовал настоящими домонгольскими шедеврами. Но сам монастырь не понравился: самая главная достопримечательность — Успенская церковь выглядит намного хуже недавно отреставрированной Крестовоздвиженской церкови середины XIX века. Видно, что монастырь богатый, но собор 12 века они используют, похоже, совместно с ладожским музеем и не торопятся тратить деньги на его обслуживание. Пусть типо музейщики этим занимаются, наша хата с краю. Но понятно, что музейщикам такое финансирование никогда и не снилось.
Вообще, Старая Ладога — уникальное место. Здесь сохранилась наша тысячелетняя история, и тут сумасшедший туристический потенциал. Потому что кроме Великого Новогорода и Суздаля мест таких больше нет.
Однако центр встретит вас свежими пожарищами исторических зданий, а нормально поесть вы здесь не сможете. Ходят толпы народа, а ведь им всем нужно где-то покушать. Вот ресторан «Князь Рюрик» есть. Мы пришли, посмотрели, как люди скандалят с обслуживающим персоналом, что им уже полтора часа не несут еду. Сами посидели полчаса без меню и ушли. Другая кафешка была в обычном деревенском доме. Там люди старались, но заказывать что-то, кроме блинов или пельменей не стоит — долго, очень долго. Даже дольше, чем во Франции, где есть целая ассоциация ресторанов, где готовят долго, потому что так надо. Но это не французский случай! Но надеемся, что ситуация изменится, ведь уже есть положительные примеры хороших кафешек в маленьких городках: Торжок, Елец, Лиски, Миллерово и т. д.
Но в Старую Ладогу все равно нужно ехать: это наша первая столица и там все настолько древнее, что мы не знаем, когда точно все это построили)))
Никольский монастырь (59.991764, 32.301240) побесил больше всех. Братский корпус сверкает свежей побелкой, на тропе высажены кипарисы, а Никольский собор (XIIв?) разваливается пополам.
Строят мегасобор в парке Патриот, а в Старой Ладоге тысячелетний собор разваливается. И в одной ли Старой Ладоге???
С тяжелым сердцем едем на Волховскую ГЭС 1921-1927гг постройки (59.911957, 32.336328). Опять нет никаких оборудованных смотровых, лезь через крапиву. И мы лезем через крапиву, чтобы увидеть победу человеческого гения над обстоятельствами, над судьбой. Идет интервенция, Гражданская война, а советская власть строит электростанции. Что за титаны тогда жили?..
Волховская ГЭС
Переехали на другой берег Волхова, чтобы сфотографировать Староладожскую крепость с воды. Но место и время выбрали неудачное: солнце прям напротив бьет в глаза. Выезжаем на трассу А-114 и едем в Тихвин в раздумьях об исторических перипетиях нашей истории.
крепость Старая Ладога
На Тихвин у нас большие надежды, и Тихвин не подкачал! Правда, мы еле нашли вход в Тихвинский монастырь, и то благодаря подсказке бомжика, который терся у ворот. Еще мы так приглянулись послушнице в магазине, что она проводила нас на второй этаж и показала надвратную церковь.
Тихвинский монастырь (59.652613, 33.517478) это настоящая сказка XVI века, все как мы любим: и закомары и великолепные фрески, неизуродованные современными реставраторами. Ходили-ходили вокруг, охали и ахали. Какая красота!!!
Потеряли в Тихвине крепеж от штатива, но не расстроились, а решили, что просто монастырь не хочет нас отпускать так быстро. И что он хочет, чтобы мы вернулись к нему еще. И мы обязательно вернемся.
День №14
Устюжна — Белозерск — Кирилло-Белозерский монастырь — Вологда
В Устюжну приехали уже затемно и сразу расположились на ночлег в лучшем отеле города, который называется так же, как и город. Тетя на ресепшен ждала нас до поздней ночи и звонила, беспокоилась, все ли хорошо у нас в дороге. Были приятно удивлены, что в таком провинциальном городишке есть такая приличная гостиница, правда, завтраков у нас не было.
Отель Устюжна
Зашли в краеведческий музей, который располагается в бывшем соборе Рождества Пресвятой Богородицы (58.842479, 36.433699) с очень крутым резным иконостасом, который, к сожалению, не разрешают фотографировать.
Прогулялись по городу, посмотрели Благовещенскую церковь 1762 года (58.840275, 36.429587).
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Устюжне
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Устюжне
И поехали на… кладбище — смотреть самую главную достопримечательность Устюжны — Казанскую церковь 1694 года (58.839007, 36.456729), ярчайший образец строгановского барокко. Какие там фрески, просто закачаешься!!! Удивительно, как в таких небольших городах спрятаны такие большие, яркие жемчужины! Конечно, ее бы уже неплохо подлатать, но зная, как у нас реставрируют фрески, пусть лучше стоит так. А вы езжайте быстрее, пока фрески целы или их не замазали горе-реставраторы.
Нам очень не хотелось заканчивать путешествие: Вологда была уже близко, а значит, был близок и конец нашего путешествия. Поэтому решили, а почему бы нам не дать небольшой кружок и не заехать в Белозерск? В него мы собирались заехать еще в первую поездку на Север в 2015 году, но нам не хватило времени.

Обрадовавшись, мы проскочили деревянную церковь Успения в селе Нелазском (59.189055, 37.643037). Но ничего, значит, посетим в следующий раз.
Фото с сайта sobory.ru. Автор фотографии: Pashkin
Белозерск нам очень понравился! Один из самых древних городов нашей страны, в котором остались кремлевские валы и красивейшая церковь с изразцами!
Сначала мы посмотрели Собор Преображения Господня XVII века (60.031548, 37.784675) за кремлевскими валами.
Церковь Всемилостливого Спаса 1723 г. с изразцами (60.035804, 37.791134) — настоящая жемчужина. Мы так громко вздыхали, что она закрыта, что женщина с ребенком из соседнего дома сжалилась над нами и за пожертвование открыла нам колокольню. А пока мы поднимались, еще люди подошли, она и их пустила.
Ехать обратно через Череповец мы не хотели не из-за плохой дороги (ее только что закатали в новый асфальт и разметку еще не успели нанести), нам хотелось красиво проехать через Кирилло-Белозерский монастырь, но дорога по отзывам была ужасная, плюс паромная переправа. Нас это не только не остановило, а наоборот, подстегнуло ехать именно таким маршрутом — это же новое приключение!
Переправа через р. Шексну (59.964010, 38.106822) работает с 08.00 до 20:00 и абсолютно бесплатна. Дорога, конечно, не подарок: очень трясучий грейдер от Белозерска, но после переправы грейдер стал намного лучше и мы как раз долетели до Кириллова в самое режимное время — начался закат.
В Кирилло-Белозерском монастыре (59.860732, 38.353031) мы были пять лет назад, поэтому сейчас сделали просто пару фото на память, тем более, что успели в режимное время!
Дорога до Вологды шла по трассе А-119 с идеальным качеством покрытия. Мы заселились в уже родной отель Светлица, и это была последняя ночь нашего путешествия.
День №15
Вологда — Богослов — Москва
Мы думали прошвырнемся по Вологде часа два и поедем домой, т.к. в этом замечательном городе уже были и неплохо его изучили. У нас были планы сегодня на Ярославль, или села Великое и Вятское, которые тоже приняты в ассоциацию самых красивых русских деревень, или стоит заехать в Кукобой к Бабе Яге… Но никуда мы не поехали. Вологда нас снова очаровала и гуляли мы по ней до вечера.
Зашли в замечательную церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (1710 г.) в Рощенье (59.217859, 39.895733), которая с виду выглядит как обычный памятник классицизма, а вот внутри там царит настоящее пиршество фресок.
Потом еще прошлись по церквям вдоль набережной, которые не смогли посетить пять лет назад. Сначала зашли в Церковь Николая Чудотворца во Владычной Слободе (59.224431, 39.903181).
Вологда Церковь Николая Чудотворца во Владычной Слободе
Следом зашли в Церковь Иоанна Златоуста (59.225468, 39.887487), где нам провели маленькую экскурсию.
Церковь Сретения Господня (59.227349, 39.879672) была закрыта, поэтому мы снова смогли насладиться ею только снаружи.
Завершали гуляния по Вологде у Кремля, где купили у местных мужичков значки, немного подкрепились в кафешке «Огород» и поехали по М8 в сторону дома.
Трафик перед Ярославлем был очень плотный как в нашу сторону, так и навстречу. Пришлось взять последние силы в кулак и терпеть эту медленную тошниловку до самой Москвы. Напоследок, после Ростова, мы уже в сумерках заехали посмотреть церковь Иоанна Богослова (1687г.) на Ишне (57.180193, 39.353986).
 Церковь Иоанна Богослова на Ишне
Церковь Иоанна Богослова на Ишне
Наше большое летнее путешествие по Карелии и шедеврам деревянного зодчества закончилось. Поначалу мы боялись плохих дорог и отсутствия мало-мальской инфраструктуры на многие километры вокруг, но потом дороги оказались вполне проезжими, а по грейдерам можно проехать не одну сотню километров. Запасы воды, еды и палатка всегда помогут переночевать, а теплый спальник не даст замерзнуть. Это наше не последнее путешествие по России и деревянным церквям. Пока есть возможность, мы должны увидеть максимум из них, пока они живы.
Кижи