Отчет о путешествии

Русский Север

Новогоднее путешествие в Архангельскую область к шедеврам деревянного зодчества и северному сиянию
Отчет о путешествии
Русский Север
Новогоднее путешествие в Архангельскую область к шедеврам деревянного зодчества и северному сиянию
Каргополье, Кенозерье, Малые Корелы, Ненокса, Кимжа, Сольвычегодск — это зимнее путешествие на Русский Север стало одним из самых ярких впечатлений в жизни. Все подробности, а также много полезной информации вы узнаете на страницах этого отчета. Усаживайтесь поудобнее.
Поехали!
Приближались новогодние каникулы 2021 года, а значит, пора отправляться в очередное путешествие. После долгих раздумий и споров, мы решили ехать на Русский Север — край шедевров деревянного зодчества и неуловимого северного сияния.

У нас были задумки поехать на юг или отправиться в Тюмень и Тобольск, но недавнее летнее путешествие в Карелию многое изменило в наших приоритетах. Появилось твердое убеждение в том, что нужно как можно быстрее посмотреть наши исчезающие памятники деревянного зодчества. И если раньше мы всё откладывали эти поездки на отдаленное будущее: когда будет много свободного времени, когда подтянется инфраструктура, когда у нас будет вездеход, лодка и пр… То теперь для нас стало очевидным: или мы увидим сейчас эти неповторимые, особенные памятники нашей культуры, или они уйдут в историю и останутся только на страницах книг.

Даже во время этого путешествия на Русский Север, мы дополняли, удлиняли и усложняли свой маршрут, чтобы увидеть как можно больше, ведь русское деревянное зодчество сродни северному сиянию — в это мгновение оно блистает, а в следующее может исчезнуть.
Почозерский погост
Все здания ансамбля объединены галереями: летняя шатровая церковь соединена с трапезной и теплой церковью, а та — с шатровой колокольней.
Северное сияние
За северным сиянием забрались почти на полярный круг, но оно все не показывалось. А когда стали уезжать на юг, нам наконец-то повезло!
Нёнокса
Уникальное место. Здесь сохранился единственный в России пятиглавый шатровый храм, а почти все дома и сараи имеют историческую ценность. Музей живой истории.
Кимжа
Одна из первых деревень, которую приняли в ассоциацию самых красивых деревень России. Здесь находятся самые северные мельницы, красивейшая церковь и великолепно сохранившиеся северные дома и амбары.
Left
Right
Маршрут и карта путешествия
Указаны не все пункты, только опорные. Маршрут и весь список посещенных мест смотрите на карте далее
5 000 км
расстояние
14 дней
продолжительность
1 северное сияние
Содержание
Ниже есть еще оглавление по дням
Оглавление
Подготовка
Начало путешествия
Оглавление по дням
1
1 день. Тяжелая зимняя дорога
2
2 день. Кирилловский лимонад и приключения на дороге Прокшино-Солза
3
3 день. Осмотр Каргополя и церквей Ошевенской волости
4
4 день. Деревянные шедевры Каргополья и знакомство с Кенозерьем
5
5 день. Снегоходная экскурсия на Порженский погост
6
6 день. Почозерский "тройник" и танцы с бубном на заправке
8
8 день. Гуляния по Архангельску
9
9 день. Поездка в Неноксу и к берегу Белого моря
11
11 день. Мороз и самая красивая деревня России
13
13 день. Вдоль Северной Двины в Сольвычегодск в -37
14
14 день. Форс-мажор и дорога домой
I часть

Подготовка и дорога на Русский Север

Почему нужно ехать на Русский Север?

Здесь сформировались самые оригинальные черты нашей национальной культуры: в архитектуре, фольклоре, ремеслах и художественных промыслах. К сожалению, от большей части наследия остались только указатели на дороге. Шедевры деревянного зодчества Русского Севера зачастую стоят посреди вымерших деревень, одни среди полей и лесов. Некоторым повезло, их отреставрировали и теперь они не разрушаются. Другие догнивают, а кого и растаскивают на дрова. Но достаточно одной искры, и уникального памятника больше нет.
Мы утратили 144 из 150 известных тройников.
Шесть северных тройников
Тройник — ансамбль деревянных церквей, состоящих из летнего, зимнего храма и колокольни
Ворзогоры
Состояние среднее. Доступность сложная. Находится в д. Ворзогоры, Онежский район, Архангельская область
Малошуйка
Потихоньку разваливается. Доступность минимальная. Находится в д. Абрамовская, Онежский район Архангельская область.
Варзуга
Состояние хорошее, недавно реставрировали. Доступность средняя. Находится в с. Варзуга, Терский район, Мурманская область

Планирование поездки на Русский Север

Выбор и подготовка маршрута

Декабрь 2020. Мир накрыла очередная волна ковида. Европа по-прежнему закрыта, в России внутренний туризм открыт, но в любой момент может произойти локдаун в стране или в отдельно взятом регионе. Каждый день мониторим сводки по заболевшим в Архангельской и Вологодской областях и молимся, чтобы не закрыли гостиницы.

И эта невозможность заранее составить маршрут, забронировать отели просто убивала все шансы на посещение всего того, что было запланировано.

При планировке маршрута нужно четко расставить приоритеты — за 10 дней весь Север не объедешь. Наши прошлые поездки в этом направлении ограничивались Вологодской областью. Мы несколько раз были в Вологде, были в Кириллове и Ферапонтово, Тотьме и Устюге. Нужно было сделать шаг вперед, на север, а там ближайшей ключевой точкой был Каргополь. Первая опорная точка маршрута есть.

В Каргополь нам хотелось с незапамятных времен. Уже года три мы активно отправляли туда родителей, чтобы они съездили и разведали для нас дорогу. Но уговоры ни к чему не привели, поэтому пришлось ехать на разведку самим.

Рядом с Каргополем раскинулся Кенозерский национальный парк. Муж мечтал туда попасть еще в детстве. Невероятная красота северной природы, деревянные церкви на берегу и два великолепных погоста: Почезерский и Порженский. Порженский погост вообще имеет славу одного из самых труднодоступных, но мы-то знаем, что погосты-тройники в Малошуйке или Ворзогорах отнюдь не легче в плане доступности. Зимой на Порженский погост достаточно легко и быстро можно добраться на снегоходах или лыжах, а летом только на своих двоих порядка 15 км в одну сторону. Почозерский погост так вообще один из шести «оставшихся в живых» тройников (летний храм, зимний храм и колокольня). Так образовалась вторая опорная точка маршрута.

Изначально мы планировали все новогодние праздники провести в Каргополье и Кенозерье. Делаем вылазки из Каргополя по окрестностям, заезжаем в Каргопольский сектор Кенозерского нац. парка, потом перемещаемся в Плесецкий сектор и, используя как базу село Вершинино (там находятся гостиницы и основной туристический центр парка), на снегоходах доезжаем до Порженского погоста и смотрим северную часть Кенозера.

На Каргополь и Вершинино отводилось по 4 дня, плюс два дня на дорогу, и мы отлично вписывались в сроки новогодних праздников. Однако возникла проблема: если в Каргополе мы смогли забронировать жилье, кроме одной ночи, то в Вершинино вариантов не было никаких. Гостевые дома и приюты нац. парка были забиты, а частников не было видно даже на авито. Весь маршрут пришлось перекраивать.

Скрепя сердце, отказались от северной части Кенозерского национального парка, т.к. в условиях очень короткого зимнего дня время «подскока» к Вершинино из Плесецка (там были свободные гостиницы) было 2,5 часа по яндексу и 170 км непонятного качества дороги. Ездить так нужно было по три раза туда и обратно. Использовать Каргополь для посещения северной части парка тоже было так себе идеей: всего на 20 км меньше. Северную часть Кенозерья мы оставили на лето, когда будем с палаткой. Заодно проедем вдоль Онеги и посетим там несколько замечательных церквей в Турчасово и Пияле. Может, и в Ворзогоры попадем. Ах, мечты…

У нас оставалось свободных 4 дня, мы смотрели на карту, вокруг было много интересных мест, но все упиралось в отсутствие каких-либо гостиниц или гостевых домов, а до зимних ночевок в палатке мы еще не доросли. И тут пришло озарение: а в Архангельске точно есть гостиницы! И когда мы еще доедем до Архангельска, если не сейчас, ведь от Каргополя до него всего-то 500 км! А если Архангельск, то:

  • Мы посмотрим огромный музей деревянного зодчества под открытым небом Малые Корелы!
  • И может, сможем попасть в режимную Неноксу, где есть чудесный ансамбль с пятишатровой церковью!
  • А еще на тех широтах можно легко увидеть северное сияние!!! И ради этого нам не нужно ехать отдельно в Мурманск! Мы увидим северное сияние! НЕВЕРОЯТНО!
Ура! Пазл сложился! У нас получался идеальный круговой маршрут через Каргополь — Плесецк — Архангельск по А-215 и транзитный возврат по М8.
Бронирование экскурсий и проживания
Маршрут спланирован, осталось купить билеты на экскурсии.

Мы присмотрели хорошую снегоходную экскурсию из Вершинино на Порженский погост на сайте Кенозерского нац. парка с посещением по ходу дела еще нескольких деревянных церквей: экскурсия 1.3.24 Вершинино — Зехново — Горбачиха — Федоровская — Вершинино. Именно ее мы рекомендуем, если кто-то из читателей поедет на Кенозерье зимой. Нам Вершинино не подходило, поэтому мы забронировали экскурсию на Порженский погост в Каргопольском секторе парка из дер. Морщихинская на 4 января.

Хочется выразить огромную благодарность создателям сайта и руководству нац. парка за такой информативный и актуальный сайт. На сайте мы узнали про экскурсии, скачали детальные карты и оформили пропуска. Кстати, пропуска можно оформить и на месте в туристическом офисе парка, но мы любим все делать заранее, чтобы избежать форс-мажоров и не тратить драгоценное время на месте.

При подготовке к путешествию перелопатили большое количество информации о парке, в том числе сформировали первое впечатление о директоре Кенозерского национального парка Елене Шатковской — здоровья ей в этом нелегком деле и успехов во всем! Уже по прибытии на место чувствовалось, что здесь царит порядок, а люди любят свое дело.

В Каргополе забронировали две гостиницы: одну с 1 по 3 января, вторую с 4 по 5. Как раз ночь перед выездом на Порженский погост из Морщихинской у нас была «бездомная»: мест нигде не было. К счастью, удалось найти частника на авито, который нам сдал домик прямо в деревне.

Вершинино сорвалось, но проезжать тройник на Почозерском погосте, будет преступлением! Особенно, когда от трассы до погоста крючок «всего» в 80 км! Попробуем его посетить, когда поедем из Каргополя в Архангельск, ведь нам неважно, когда мы по итогу приедем в отель: в 8 вечера, или в 12! Правда, для этого нам нужно было выполнить план «максимум» в предыдущие дни. Но где наша не пропадала!

В Архангельске у нас запланировано три дня: один день на гуляния по городу, один день на Малые Корелы и один день на Неноксу.

За три с лишним недели до поездки муж засел за оформление пропусков в Неноксу. Там находится уцелевший тройник с удивительной пятиглавой шатровой церковью — уникальное чудо деревянного зодчества. Пропуск туда нужен из-за расположенного неподалеку ракетного полигона ВМФ России, про который многие узнали из-за аварии в 2018 году. Заказать пропуск можно только в военной части в Северодвинске за две-три недели до поездки. Поэтому вариант с нашим любимым самостоятельным туризмом отпал.

Вконтакте есть официальная группа музея, но у них все экскурсионные дни на новогодние праздники были расписаны. Муж нашел все возможные экскурсионные бюро из поисковой выдачи, но у многих поездка в Неноксу была 5 января. А мы в этот день должны были только ехать в Архангельск из Каргополя. Я вроде бы уже смирилась, что и здесь нам не повезло, но не тут-то было: муж закусил удила и сказал, что до Неноксы из Архангельска ехать всего 100 км, и неизвестно, когда еще в его жизни он будет находится настолько близко к своей мечте. К слову, в Архангельске он уже бывал 20 лет назад. И не факт, что следующий его приезд в Архангельск случится раньше.

Он снова позвонил в музей Неноксы и как-то уговорил их на 7 января, в выходной день на индивидуальную экскурсию, но за какие-то сумасшедшие деньги порядка 15 000 руб. Самое страшное, что он готов был их отдать, аргументируя тем, что возвращение в Неноксу в следующий раз (1300 км в одну сторону) все равно выйдет дороже из-за бензина и ночевок. К счастью, в том же разговоре, помимо индивидуальной экскурсии на Рождество, ему дали телефон Елены Владимировны Постниковой, директора бюро путешествий «Кругозор», которая должна была приехать в Неноксу с группой 8 января. Дата нас полностью устраивала, только оказалось, что группа уже набрана и они сами не совсем помещаются в автобус.

Здесь я хочу выразить огромную признательность и благодарность Елене Владимировне за то, что она вошла в наше тяжелое положение и разрешила ехать за ними на машине «прицепом». Итак, 8 января в 8 утра мы едем в Неноксу!
Ковид и мэр вносят коррективы
Все случилось, как в известном анекдоте про две новости.
— У меня для вас две новости: одна хорошая, другая плохая. С какой начнем?
— Давай с хорошей.
— Хорошая в том, что каникулы школьникам продлили.
— А плохая?
— Нам уже завтра ехать!

Маршрут уже сверстан, Ненокса и Порженский погост забронированы. Отели забронированы. Короче, это была подстава! Мы чувствовали это дело и тянули с бронированиями до последнего, но чтобы за день все так перевернулось с ног на голову… Короче, что-то менять было уже поздно.

Если бы мы знали заранее, то оставили бы Каргополь и Кенозеро на обратный путь, после 8 января там были свободны гостиницы. Мы могли бы посмотреть весь Кенозерский национальный парк…

Но уныние в сторону, есть возможность — надо за нее цепляться. Куда ехать после Архангельска?
Вариант 1
Вариант 2
Мы выбрали второй вариант, забронировали Голубино на три ночи еще и потому, что это была самая северная точка маршрута и вероятность увидеть северное сияние была выше. К тому же, там нет больших источников освещения и все условия идеально подходят для встречи с aurora borealis.
И уже на следующий день путешествие на Русский Север началось!

Мы еще не знали, что у нас будет совсем другой, третий маршрут!
Вариант 1
У нас был вариант ехать в сторону Онеги, попробовать добраться до Ворзогор и потом пробираться вдоль реки через Пиялу и Турчасово на Плесецк. Вариант пугал очень плохой дорогой и отсутствием ледяной переправы через Онегу (к 8−9 января ее так и не открыли).
Вариант 2
Был и второй вариант — ехать из Архангельска на восток к Мезени, посетить Голубино с пещерами и доехать до красивейших деревень Русского Севера: Кимжы и Кильцы. Этот вариант нам нравился тем, что до отеля Голубино мы сможем доехать точно, а дальше качество дороги было непонятным. Но у Голубино были экскурсии в Кимжу и пещеры, так что мы сможем оставить машину на парковке и не насиловать подвеску местными дорогами. Возвращаться можно было через ледовую переправу на Северной Двине недалеко от Холмогор, выехать на М8 и комфортно пилить до дома.

1

Москва — Вологда

День №1
Вот уже не первое путешествие, как мы что-то, да забываем. В этот раз забыли взять продукты и компоненты для традиционного новогоднего оливье, да еще и теплый пуховик для мужа. Без оливье на Новый год можно было в принципе уже никуда не ехать, так как мы свято чтим традиции нашей семьи: вот уже 10 лет мы встречаем Новый год на улице и с оливье! К счастью, мы недалеко отъехали и не потеряли много времени на возврат.

Утром 31 декабря трафик из Москвы был вполне приемлемый и мы быстро докатили по М8 до Переславля-Залесского. Дальше до Ростова была привычная тягомотина с невозможностью обгонов и почти сплошными населенными пунктами. Между Ростовом и Ярославлем 4-х полосная дорога и можно держать ненаказуемые 110км/ч. После Ярославля дорожные условия значительно ухудшились: дорогу посыпали солью вместо того, чтобы просто почистить. Образовавшаяся каша активно летела из-под впереди идущей машины и из-под встречных. Муж в очередной раз повторил, что он зимой больше никуда не поедет, ибо все засирается и дорога превращается в ад, а он так-то отдыхать едет, а не участвует в марафоне на выживание.

Но до Вологды мы доехали к 7 часам вечера и даже успели поужинать перед новогодней ночью в новом ресторане «Паровозовъ Депо» на Ленина, 4. Еда и интерьер очень понравились, сделано как в Праге в известном ресторане Výtopna, здесь тоже к посетителям приезжают паровозики с напитками и едой. Мы пополнили свой список обязательных к посещению мест в Вологде, и всем также рекомендуем этот семейный ресторан.
Кафе "Паровоз" в Вологде
В Вологде остановились в уже традиционном для себя отеле «Светлица». Я быстренько нарезала в номере оливье, и вот уже 2021 год на пороге. Сам новый год мы стараемся всегда встречать на главной площади города с фейерверком, салютом и оливье. Поэтому за полчасика до боя курантов отправились на площадь Революции к елке. Там Росгвардии было больше, чем отдыхающих, но включив режим ниндзя, у нас все равно получилось открыть шампанское и встретить Новый Год с бенгальскими огнями, хлопушками, шампанским и оливье. Потом еще побродили по центру Вологды, поглазели на салюты и пошли спать, завтра в программе будет телепорт Прокшино — Солза.

2

Вологда — Ферапонтово — Каргополь

День №2
Завтрак в девять утра 1 января был уже готов, мы плотно перекусили и были готовы с честью встретить все трудности, которые возникнут на нашем пути. Первые трудности возникли на крыльце отеля. Ночью случился ледяной дождь в самом своем классическом понимании. Все поверхности были покрыты сантиметровым слоем льда, машина в итоге всю поездку проездила с кусками льда на кузове, которые мы никак не могли отбить. На крыльце отеля тоже был лед, и муж, груженый двумя рюкзаками и тремя сумками (это чтобы не ходить два раза за вещами), по этому крыльцу спустился неожиданно для самого себя на собственной жопе. Такой бобслейный спуск обошелся нам в испорченные штаны, разбитый ноутбук и отбитый копчик.

Бобслей бобслеем, а ехать дальше надо. Сегодня у нас забронирована ночь в Каргополе, до которого полтысячи километров непонятной зимней дороги. Перед поездкой муж внимательно изучал состояние дорог, и больше всего его беспокоил выбор маршрута до Каргополя. В итоге выбрали самый короткий путь через телепорт Прокшино-Солза, полагая, что зимой важнее не качество дороги, а расстояние.
Этот путь нравился еще и тем, что позволял нам заехать в Ферапонтово. Мы были там 5 лет назад и изучали знаменитые фрески Дионисия. Теперь же просто хотелось снова увидеть Ферапонтов монастырь и купить в сельском магазине самый вкусный лимонад, который мы когда-либо пробовали! Будете в тех краях, обязательно попробуйте Лимонад из Кириллова!
Кирилловский лимонад
По дороге в Архангельскую область есть несколько интересных мест, где стоит сделать остановку и посмотреть сохранившиеся шедевры деревянного зодчества. Первым на нашем пути был замечательный музей под открытым небом Семёнково (59.278503, 39.715100), всего в 10 км от Вологды. Пять лет назад мы там уже побывали и всем очень советуем его посетить, туда вроде еще что-то новенькое привезли.
музей деревянного зодчества Семенково
Несмотря на утро нового года и ледяной дождь, дорожники активно расчищают дорогу и сыплют реагент. На протяжении всей поездки нареканий к уборке дорог у нас не было никаких, одни восторги! Спасибо этим людям, которые в самых тяжелых условиях севера выходят на работу и чистят каждый грейдер! Так мы быстро докатили до Ферапонтово.

Первой посещенной достопримечательностью в путешествии стала церковь Нила Сорского (59.960755, 38.563189)
деревянная церковь Нила Сорского в Ферапонтово
Проехали всего 500 м и вот она, встреча со старым знакомым: Ферапонтов монастырь! Парковка (59.957416, 38.566536). Удивительно, но 1 января территория была открыта, все дорожки почищены, также был открыт и надвратный храм. Кофе в нас «перевернулось», а это значит, что неплохо было бы найти туалет, чтобы не лазить потом по сугробам в лесу. И тут мы разорвали «туалетный» шаблон: в монастыре был обычный с виду уличный туалет, но внутри он оказался абсолютно чистым и теплым!
Сфоткавшись на фоне монастыря, побежали в местный райпо (59.954225, 38.567535) и — о, чудо! Он тоже работал! Купили себе кирилловский лимонад и счастливые поехали в неизвестное.
Кирилловский лимонад в Ферапонтово

Как доехать до Каргополя из Москвы

Есть несколько вариантов маршрута после Вологды, каждый из которых имеет свои преимущества в определенное время.

  1. От Вологды 540 км через Вельск по М8 до Долматово, а там повернуть на Няндому и Каргополь. Весь путь асфальтирован, М8 идеального качества, участок Долматово — Няндома недавно ремонтировался частями. Вообще всю дорогу от съезда с М8 до Каргополя до 2024 года должны полностью отремонтировать. Неотремонтированные участки — старый асфальт с дырами и ямочным ремонтом, но вполне проезжий.
  2. От Вологды 360 км по А-119 через Ферапонтово. Самый короткий и туристически интересный маршрут, т.к. по пути можно посетить Ферапонтово и Кириллов. Но от деревни Прокшино до границы с Архангельской областью в д. Солза вместо дороги есть телепорт протяженностью 40 км. Летом продолжительность телепортации может стремиться к бесконечности, и этой дорогой можно ехать лишь в засушливый период и предварительно посидев на форумах местных, которые эту дорогу используют в том числе и для поездок в Питер. А вот зимой, я наоборот, советую ехать именно этим маршрутом, т.к. снег скрадывает неровности, а грязь засыхает. Мы потратили на этот участок длиной 40 км ровно час. Дорога от Солзы до Каргополя это неровный старый асфальт, но зимой благодаря укатанному снегу можно ехать очень комфортно. Вообще этот участок «дороги» стал федеральным и там когда-то должно начаться масштабное строительство новой дороги.
  3. От Вологды 430 км через Харовск и Коношу. Дорога от Вологды до Вожеги асфальт разного качества. Есть недавно отремонтированные куски, есть как после бомбежки. После Вожеги до Няндомы 180 км идет грейдер типа стиральная доска. В целом, этот путь не очень советуют, но яндекс прокладывает маршрут именно так. Отзывы собраны из интернета при подготовке к поездке в декабре 2020.
Сворачивая с трассы А-119 по указателю на Солзу, мы впервые в жизни на такое долгое время покидали асфальт. В Архангельской области асфальтовая дорога, по существу, одна — трасса М8. Об этом рапортует и указатель — следующие 467 км дорога будет под уплотненным снежным покровом. Мы перешли свой Рубикон и оказались в совсем другом мире, еще нам неизвестном.

Поехали!

Народ прозвал этот участок дороги длиной в 40 км Прокшино — Солза телепортом. В реалиях зимы это была неплохая лесная дорога, снег нивелировал эффект стиральной доски, а глубокие и острые ямы стали плавными неровностями. Нас даже обогнала местная Лада Веста, так что в зимних условиях это вполне проезжая дорога для любого автомобиля.
Дорога красиво петляла между огромными раскидистыми елями, реки мы пересекали по хорошим деревянным мостам, а через ручьи проезжали по присыпанным снегом бревнам. И вот когда над узкой дорожкой смыкаются лапы елей, начинает казаться, что ты — первооткрыватель… Открытие для себя абсолютно нового, еще непознанного мира будоражит воображение, опьяняет и щекочет нервишки перед неизвестностью. За каждым поворотом открывается неизведанная для тебя земля, другая вселенная, в которой еще все в диковинку и непонятно, где грань между фантазией и реальностью. Кажется, что из-за елки вот-вот выйдет Дедушка Мороз на оленях и с мешком подарков. Но дорога приводит в город, и это состояние исчезает. Остается непреодолимое желание снова отправиться в путешествие, в еще более неизведанные места.
Прошло 58 минут и мы телепортировались в Архангельскую область! Время было 15:20 и уже начались сумерки. В путешествиях зимой по Русскому Северу есть большой плюс в виде более ровных дорог из-за утрамбованного снега, но есть и большой минус в виде очень короткого светового дня. Этот минус можно немного снивелировать правильно подобранными ночевками и большими вечерними перегонами, чтобы не тратить на дорогу короткий световой день.
въезд в Архангельскую область у деревни Солза
Оставшиеся 100 км до Каргополя мы преодолели за 1,5 часа по великолепному снежному автобану, не сильно торопясь и привыкая к поведению машины на снежном покрытии. Утрамбованный снег имел неплохие сцепные свойства и на шипованной резине не было даже намека на потерю управляемости. Но ушки надо держать востро, и ехать предельно аккуратно, чтобы на повороте не улететь в кювет.
Дорога от Солзы до Каргополя
Продолжение приключений читайте в следующей части отчета: "Каргополь и окрестности"

Поделиться отчетом с друзьями:

Поддержать рублем на новые путешествия
Click to order
Ваш донат
Total: 
Ваше Имя
Ваш Email