Русский север
Третья часть отчета по Русскому Северу
III часть

Деревянные шедевры Кенозерья

В этом путешествии на Русский Север мы, наконец, добрались до Кенозерского национального парка. У нас была невероятная снегоходная экскурсия на Порженский погост и прогулка до Хижгоры. А по пути в Архангельск мы заехали на великолепный Почозерский погост.
Вернуться на главную страницу отчета
Маршрут и карта

Лядины — Морщихинская — Хижгора

День №4
В предыдущей части отчета мы закончили осмотр достопримечательностей Каргополья в Лядинах. Впереди нас ждал Кенозерский национальный парк, а конкретно его Каргопольский сектор. Нам нужно было сначала заехать в визит-центр парка в Морщихинской, чтобы утрясти все вопросы с завтрашней снегоходной экскурсией на Порженский погост, и заселиться в домик. После всех этих неотложных дел на улице было еще светло, поэтому поехали в соседнюю деревню Масельгу на пешую прогулку к Церкви Александра Свирского на Хижгоре.

Морщихинская

Визит-центр Кенозерского нац. парка
Визит-центр в Морщихинской (61.766718, 38.054380) является еще и гостиницей, хостелом. В новогодние праздники здесь все под завязку забито туристами. Вообще, тут чувствуется настоящая атмосфера горного приюта, куда стекаются любители путешествий из самых разных уголков мира и самых разных предпочтений. Не обычные люди, а туристы, оказавшиеся здесь не просто так - их всех что-то позвало сюда, заставило покинуть свои комфортные дома и отправиться в неизведанное, навстречу приключениям. В таких местах ощущается огромная жизнеутверждающая энергия, тебя охватывает восторг и хочется быстрей закинуть рюкзак на спину и отправиться за горизонт! Такие места дарят одни из самых сильных и приятных эмоций в жизни.

Приветливые работницы парка нам все рассказали про завтрашнюю снегоходную экскурсию на Порженский погост, и мы ее тут же оплатили. Пропуска на посещение парка (250руб. с человека) оформили еще дома, поэтому не тратили на них время, а от души отоварились в их магазине: купили огромную книгу "Кенозерье. Северная симфония", ISBN 978-5-906258-24-3, дорогущую, но перед хорошей книгой мы никогда не можем устоять!

Важно: Мобильная связь в Морщихинской только от Мегафона. Ловит неплохо и даже есть интернет. У кого другие операторы, можно позвонить от визит-центра, там Wi-Fi есть.
Посещение Кенозерского национального парка - серьезное мероприятие. Нахождение на территории парка без пропусков запрещено. При их оформлении нужно указать количество участников, даты посещения и полный маршрут. Вся эта строгость нужна, в первую очередь, для вашей безопасности: чтобы в случае чего спасатели знали, где вас искать. Сотрудники парка по телефону и электронной почте нам всегда оперативно отвечали, так что не стесняйтесь писать и звонить в парк по всем вопросам, вам обязательно ответят!

В разделе I. Подготовка можно подробно прочитать о пропусках и экскурсиях нац. парка.
В Морщихинской, помимо визит-центра, где кипит весь туристический движ, есть рукодельная изба, в которой проходят разные мастер-классы по вышивкам, северным росписям и т.п. Мы туда заглянуть не успели и оставили себе заметочку на следующий раз. Сама деревня очень красивая, много больших, северных изб с резными наличниками, полотенцем и коньком на крыше.
Морщихинская, Рукодельная изба
Благополучно заселились в домик в частном секторе, где раньше был когда-то сельский магазин, а сейчас неплохая, теплая хата с несколькими кроватями и холодным туалетом в сенях. В силу отсутствия других вариантов, мы были рады и этому: главное тепло, есть электричество, а воду из колодца принесем, первый раз в деревне что ли.

Было еще светло, поэтому мы не стали откладывать знакомство с парком на завтра, и поехали в соседнюю деревню Масельгу, что всего в 7 км от Морщихинской. От деревни осталось одно название, там находится кордон и пара приютов. Именно оттуда начинаются все основные маршруты по этому сектору Кенозерского нац. парка.
Дорога вполне сносно почищена и невероятно красивая: по бокам растут пышные ели, и снег большими шапками лежит на их лапах. Дальше дорожка идет прямо по узкой полоске суши, зажатой с двух сторон озерами Масельское и Вильно. Этот маленький перешеек и является уникальным Беломоро-Балтийским водоразделом, а если взять еще более глобально, то и водоразделом между двумя океанами – Атлантическим и Северным Ледовитым.
Морщихинская - Масельга
Сказочная дорога в Кенозерском национальном парке

Хижгора

Прогулка к церкви Александра Свирского
В Масельге (61.826836, 38.038611) показали наши пропуска егерю и потопали быстрее на Хижгору, пока не стемнело. Перед нами на кордон также подъехала Нива, которую мы встретили в Красной Ляге, правда, пропуска они не оформляли. Егерь сжалился над ними и тоже пустил прогуляться до Хижгоры. Еще в Масельге стоит посетить музей "Кенозерские бирюльки", но о нем рассказ будет чуть позже.
Церковь Александра Свирского (61.830626, 38.013620) находится на Хижгоре в 2 км от кордона. Сначала нужно идти под горочку к развилке троп. Заблудиться очень сложно - везде хорошие, большие указатели и информационные щиты. Старались останавливаться у каждого, читали очень красиво оформленную инфографику, но время сильно поджимало - уже начинало темнеть. Пришлось ускориться и взять ноги в руки. Тропинка была неплохо притоптана в снегу, но от дополнительной помощи в виде трекинговых палок я бы не отказалась. Я заикнулась о них на парковке, но муж сказал, что зачем тащить на себе лишнее, тут идти-то фигня. Ага.
Хижгора. Кенозерский национальный парк
А мы еще быстрее рвали в подъем, т.к. хотели сфотографироваться у церкви без людей. Стало жарко, а холодный воздух врывался в еще не готовые к такому темпу легкие. Наконец, раздвинув лапы елей, нам открылась завораживающая картина... Да, все-таки зима имеет свою, особую эстетику и графичность.
Уходить с Хижгоры очень не хотелось, это место имеет какую-то свою необыкновенную атмосферу. Здесь царит тишина и покой, а время начинает исчезать, и все вокруг начинает казаться сказкой.

Уже стемнело. Пошел снег. Мы включили фонарики и отправились в обратный путь. Вся обратная дорога прошла под впечатлением от увиденного.

В таких местах хочется остаться подольше и как следует надышаться. Это было одно из лучших мест, что мы видели в жизни.
Морщихинская - Масельга
Ночная дорога в Кенозерском национальном парке

Морщихинская — Порженский погост — Масельга — Каргополь

День №5
В этот день мы отправились на снегоходную экскурсию на Порженский погост. Это было незабываемое приключение! Мы даже попали внутрь и увидели знаменитые северные небеса! После экскурсии прогулялись в Масельге по музею "Кенозерские бирюльки", а потом поехали на блины к тете Любе в Лядины, и с чувством выполненного долга вернулись в Каргополь. Заселились на окраине города в очень достойной гостинице "Морошка", а закончили день ужином в уже родной Аляске.

Порженский погост

Экскурсия на снегоходах в самое сердце нац. парка
Предстартовый мандраж начался с вечера: Порженский погост (61.910129, 38.109213) манил и пугал своей труднодоступностью. Мы никогда не ездили на снегоходах, тем более 20 км в одну сторону. Как перенесем дорогу? Не обмерзнет ли лицо и ноги? Вдруг снегоход сломается? Брать ли с собой горелку и котелок? Примерно с такими мыслями мы провалились в сон.
Утром были приятные -4°C без ветра, мы плотно позавтракали своими припасами и поехали к визит-центру, благо он всего в 500м. С нами была еще одна семья, которая к началу экскурсии опоздала. Всего для нас подготовили два снегохода: один с санями, второй с люлькой. Люлька еще закрывалась от ветра, правда, выглядела менее устойчивой. Нам достались сани.

Узнав, что мы на машинах, сотрудники парка предложили нам доехать до Масельги на своем транспортном средстве, и сесть на снегоходы уже там. Как мы не пытались догнать бодро уехавшие вперед снегоходы, у нас ничего не вышло.
Дорога на Порженский погост. Кенозерский национальный парк
Погрузились на снегоходы, и поездка началась! Я сидела лицом вперед, а вот мужу повезло меньше - он сидел задом наперед и смешно подпрыгивал на каждой кочке. А кочек было предостаточно!

По дороге мы встретили несколько туристических групп на лыжах. Эх, нам бы тоже недельку здесь посидеть, походить по округе, насладиться настоящей зимней сказкой... Но нет, в жопу ужаленным за эту неделю надо посмотреть половину Архангельской области! Вот на пенсии не будем никуда торопиться, купим автодом и будем всю оставшуюся жизнь жить в путешествии, как голландцы.

Прокувыркавшись по ухабам лесной тропинки, мы выехали на озеро, и снегоходы вдарили во всю мощь. Востоооорг! Зима - рулит, можно срезать путь прямо по льду! На скорости было абсолютно комфортно, я одела очки, подняла ворот куртки, надела капюшон - все, космонавт готов к полету!
По дороге люлька, идущая впереди, несколько раз переворачивалась. Мы посмеивались над ними, нас только основательно потряхивало, а на уклонах тропы мы наклонялись в нужную сторону, не давая саням перевернуться.

Наконец, спустя 2 часа дикой тряски, лес расступился и перед нами открылся этот удивительный, сокровенный Порженский погост! Когда-то вокруг него было несколько деревень, а сейчас его окружает белая мгла, да несколько вековых елей, видавших другие времена. Внизу, чуть поодаль, находится домик смотрителя. Там круглогодично живут люди, которые сменяются каждый месяц. Вокруг на 15км вокруг - ни души, нет связи, нет электричества. Когда мы приехали, из сторожки вышла семейная пара, девушка провела нам экскурсию и даже разрешила подняться на колокольню! Виды открываются просто сногсшибательные!
Девушка открыла еще и саму Георгиевскую церковь. Мы наконец-то увидели знаменитые северные небеса! В церкви есть небеса над алтарем и над основной частью. С одной стороны, здорово, что смогли спасти этот отдаленный погост и полностью его отреставрировали, с другой - есть некое ощущение новодела.
Удивительно, в такой глуши люди смогли создать работающую структуру парка, обустроить кордоны и тропы, организовать присмотр за основными достопримечательностями... Как, где они нашли финансирование? Какой подвиг совершает каждый сотрудник парка, поддерживая высоченный уровень качества, мало чем уступающий... баварскому Берхтесгадену! Кенозерский национальный парк просто разорвал наши шаблоны в клочья!

Эх, каждому бы шедевру деревянного зодчества да по смотрителю, да по пожарной системе... Но на это нет денег и возможности у государства. Остается радоваться тому, что хоть где-то у нас есть немецкий орднунг и квалитет.
Порженский погост. Георгиевская церковь
Обратная дорога всегда проходит быстрее. Наши пилоты снегоходов заметно прибавили в скорости, кочки стали меньше ощущаться, но в одном месте наш доселе работающий противовес не сдюжил, сани завалились на бок, и мы метров 15 протащились на боку. Вот так, настал черед и люльки посмеяться над нами.

На обратном пути встретили идущую на погост лыжную группу. Дойти до цели засветло они успеют, а вот обратно - нет шансов. По легким рюкзакам не скажешь, что у них есть зимние палатки и спальники. Возможно, они переночуют в домике смотрителя...

Еще раз удивляемся, насколько популярен этот такой далекий от мегаполисов парк, и как много людей в нашей стране предпочитают проводить новогодние праздники в походах и поисках настоящих приключений!
Порженский погост. Кенозерский национальный парк

Масельга

музей "Кенозерские бирюльки"
Мы вернулись на кордон в Масельге часа в 3. Начинало смеркаться. Желудки уже урчали и требовали сытного обеда. Но, пока окончательно не стемнело, нужно посмотреть музей "Кенозерские бирюльки", который мы не успели посетить во время вчерашнего подъема на Хижгору. Музей представляет собой точные макеты масштаба 1:2 самых интересных памятников деревянного зодчества Кенозерья. Здесь есть и знаменитая часовня в Вершинино и большие северные дома, и амбары. Всем рекомендуем там походить - все очень красиво, информативно и сделано с большой любовью!
Дорога до Морщихинской была уже знакома, сначала думали пообедать в визит-центре своими припасами, но потом решили, что до Лядин уж как-нибудь доедем (всего 35 км), а там у тети Любы налопаемся вкуснейшими блинами!

Дорога Пудож - Каргополь была уже знакомая: ровная, с хорошо утрамбованным снегом. Мы никуда не торопились, рассматривали редкие полузаброшенные деревни и строили планы на будущие поездки в эти места.

У тети Любы мы провели часа два: откушали блинов, послушали интересные истории и пообещали приехать летом за морошкой. После также неспешно покатили в сторону Каргополя. Там снова поужинали в Аляске, не забыли и про десертики. Заселились на окраине Каргополя в гостевой дом "Морошка" (можете смело там останавливаться, до центра ехать километра 2, а в самом центре легко припаркуетесь). Завтра нас ждет серьезный пробег по диким местам и финиш в Архангельске. Немного волнительно.

Каргополь — Кенорецкий погост — Почозерский погост — Конево — Архангельск

День №6
Сегодня у нас в планах цель всей первой половины путешествия - Почозерский погост! Совсем недавно его восстановили во всем своем великолепии. Этот северный тройник отличается уникальным, диагональным расположением летней, зимней церкви и колокольни. По пути мы посмотрим деревянный мост на Кенорецком погосте, а завершим этот день в далеком Архангельске, до которого предстоит еще ехать более 500 км. С грустью покидаем уже ставший родным Каргополь. Сюда мы обязательно вернемся как-нибудь и летом, и золотой осенью, и даже зимой. Зацепил он нас чем-то за душу.
Сегодня встали рано, позавтракали своими припасами на общей кухне в отеле и отправились в дальний путь. По дороге заехали в Архангело, чтобы посмотреть церкви при дневном свете. Но день еще не наступил, и мы увидели их в тех же сумерках, что и пару дней назад.

Трасса Каргополь - Плесецк радует. Хороший асфальт, снега на нем почти не осталось, кое-где встречается лед, поэтому повороты проходим с максимальной осторожностью. Часа через полтора мы проехали 80 км и уже съезжали с трассы на Почозерский погост. Впереди были еще 80 км грейдера.

Грейдер широкий, хорошо укатанный и наша скорость была ничуть не меньше трассовой. В Афанасовской платная понтонная переправа за 300 рублей. Ощущеньице - что надо, новичкам пощекочет нервишки! В деревнях скорость падает до нуля - останавливаемся около каждого дома и фоткаем - настоящие произведения искусства!

Кенорецкий погост

И деревянный мост через Кену
Известный деревянный мост (62.105499, 38.844195), перекинутый через реку Кена в деревне Ивановская, видно издалека. Это, пожалуй, квинтэссенция современного состояния всего Русского Севера. Он балансирует на грани бытия и небытия: в это мгновение еще что-то держит его на месте, но шаткое равновесие в любой момент может быть нарушено и природа возьмет свое - река утащит его навсегда.
Мост и Церковь Параскевы Пятницы на Кенорецком погосте
На другой стороне реки стоит церковь Параскевы Пятницы на Кенорецком погосте в схожем состоянии. Вместе с мостом они создают один из самых узнаваемых пейзажей Кенозерья. Пишут, что храм реставрируется с 2000-ых. На самом деле, его, скорее, чуть законсервировали на столько, на сколько хватило средств.
Дорога идет вдоль реки Кена через деревни, зимой почти опустевшие. Деревянные дома имеют богатый декор и причудливо расписаны. Вспомнили, как ровно год назад катались по деревушкам Эльзаса и тоже тормозили у каждого дома, чтобы сделать фото. И где Эльзас и где Кенозерье?
Снова въехали в Кенозерский национальный парк, теперь уже в северный, Плесецкий сектор. Характер дороги резко поменялся - она превратилась в настоящую раллийную трассу с полным отсутствием прямых участков! Скорость резко упала, и муж начал вздыхать, что летом он бы тут припустил как следует. Ага, припустил бы на мокрой гравийке-стиральной доске, держи карман шире!

Шедевральный северный тройник
Час назад от полной безысходности было хоть волком вой, но вот на высоком холме показался силуэт Почозерского погоста - настоящее чудо деревянного зодчества! Урррра! Мы доехали! И захотелось петь, кричать, восхищаться! Да... Россия - страна контрастов, а уж Русский Север демонстрирует это правило еще более акцентированно.
Почозерский погост с дороги
Почозерский погост (62.217575, 38.242874) состоит из большой летней церкви Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня XVIII века, которая соединена галереей с зимней церковью Обретения главы Иоанна Предтечи конца XIX века и с шатровой колокольней того же века. Весь ансамбль построен по уникальной диагональной композиции, и снаружи, встав в определенном месте, можно совместить кресты на маковках летней, зимней церкви и колокольни в одну линию.
Почозерский погост
Бросили машину на дороге и побежали к погосту. На наше счастье ворота были открыты и мы просто взлетели по ступенькам наверх. В зимнее время погост открыт с 10 до 11 и с 16 до 17 по вторникам, четвергам и субботам. Правда, и в 12 он еще был открыт. Сначала залезли на колокольню и, о чудо - выглянуло солнышко, которого мы так ждали уже неделю! Правда, радовало оно нас не долго - через 5 минут снова набежали низкие облака.
С колокольни мы по внутреннему переходу прошли в зимний храм, а из него, снова не выходя на улицу, в летний. В Спасской церкви сохранились небеса: в молельном зале и в алтаре, как на Порженском погосте. Оригинал небес находится в музее в Вершинино, а здесь сделали репродукцию. В галереях Почозерского погоста еще представлена интересная экспозиция с историей ансамбля и близлежащих деревень, архивные фотографии и этапы реставрации. Также есть уникальные фотографии с описанием других значимых шедевров русского деревянного зодчества, по большей части уже утраченных.
Насмотревшись на интерьеры, пошли гулять вокруг. Когда-то здесь был "куст" деревень, с погостом в Филипповской, сейчас осталась только пара сгнивших домов. Но Кенозерский нац. парк восстановил одну избу неподалеку от ансамбля для размещения в ней гостей парка. Мы как раз встретили постояльцев из этой избы, которые приезжают на Кенозерье уже пятую зиму подряд.

Почозерский погост производит впечатление, хотя в нем нет такой роскоши, как на Кижском погосте. Но как нам понравились эти галереи, маковки и бочечки! Здесь хочется остаться на пару дней, а летом разбить палатку неподалеку и наслаждаться видами, ведь этот шедевр с трех сторон окружен озерами!
Почозерский погост
Даже если бы наше путешествие закончилось здесь, это было бы замечательное путешествие на Русский Север! Всего за неделю мы прониклись этим чудным, суровым краем, на просторах которого удивительным образом сохранились такие прекрасные шедевры деревянного зодчества! Но путешествие только начинается, и все самое интересное нас еще ждет впереди! Поехали!

Конево

И дорога до Архангельска
С чувством выполненного долга мы тронулись в обратный путь - к трассе Каргополь-Плесецк. Эти 80 км пролетели незаметно, ведь повороты проходятся значительно легче, если ты хотя бы раз их проезжал до этого. На понтонной переправе через Онегу снова отдали 300 руб. и пошуршали в сторону большого села Конёво, которое располагается как раз на выезде на трассу. Здесь у нас намечено пару достопримечательностей.

Мы попытались как можно ближе подъехать к часовне Макария Желтоводского и Харлампия (62.125454, 39.305687), которая находится на другом берегу Онеги, но река широка и мы разглядели только силуэт в бедном зимнем освещении. Еще на той стороне есть интересная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бережной Дуброве (62.160149, 39.347460), но к ней нужно ехать по другому берегу реки аж от понтонной переправы в Афанасовской.

Зато к следующей часовне Покрова Пресвятой Богородицы и Александра Невского (62.125512, 39.327257) с подъездом проблем нет - она стоит на обочине основной дороги. Сфоткали ее почти на ходу и поехали дальше.
часовня Покрова Пресвятой Богородицы и Александра Невского в Конево
Трасса А-215 Каргополь - Плесецк почти на всем протяжении в отличном состоянии. Зимние дорожные реалии вносят некоторые коррективы в виде закатанного льда на некоторых участках, но большей частью имеется пробитая до асфальта колея. Можно ехать на комфортной скорости, кроме редких поворотов, перед которыми мы сбрасывали скорость до безопасной.

Еще засветло мы подъехали к Плесецку, и оставшиеся 300 км до Архангельска нам уже не представлялись чем-то сложным. Но тут настало время неожиданных приключений. Нам нужно было заправиться, т.к. впереди почти до самых Холмогор никаких заправок не предвиделось. На въезде в Плесецк была заправка Роснефти, но муж не доверял этому бренду. Он нашел Лукойл в космическом поселке Мирный и поехал к нему, заявив, что 10 км для него вообще не крюк, если там есть заслуживающая его доверия зимняя солярка. Конечно же, Лукойл оказался за КПП, а местные бойцы нас и не думали пускать заправиться. Я посмотрела еще одну заправку Роснефти на выезде из Плесецка, но когда мы к ней подъехали, там был какой-то нонейм с колонкой времен царя Гороха, на которой и на тракторе-то страшно заправляться.
Плесецк
В большом селе Брин-Наволок плесецкая трасса пересекалась с федеральной М8, и там была еще одна заправка Роснефти, пилить до которой еще 170 км. А ближайший Лукойл был еще дальше, в 220 км, у поворота на Холмогоры. Бортовой компьютер показывал остаток соляры на 180 км, но ехать на соплях вечером, по дороге, где между населенными пунктами по 50 км одной тайги - совсем не хотелось. Муж разворачиваться и ехать обратно 15 км ко въезду в Плесецк, где была нормальная заправка Роснефти, тоже не хотел. В условиях цугцванга я все-таки нашла рядом с Плесецком очередную заправку Роснефти в Савинском и мы поехали туда.
Дорога до Савинского была неплохой, и трафик туда-обратно шел приличный. А вот в самом Савинском последние 500 м до заправки - были самой хреновой дорогой во всем путешествии! Немцы, похоже, бомбили ее буквально вчера. Сама заправка тоже не блистала свежестью, но выбора у нас уже не было. Цивилизация сюда еще не пришла: сначала платишь, а потом заправляешь. Муж отдал кассирше тыщу, получил чек и пошел заправляться.

В голову закралось подозрение, что не так-то легко нам будет заправиться на этой сельской заправке. И точно - пистолет не хотел заходить в горловину! Мы знали о такой особенности в машине, но надеялись, что нас минует чаша сия. Не миновала. Пистолеты старые, а машина новая, с заботой о качестве топлива. Как только муж не пробовал всунуть этот злополучный пистолет в бак! Он уже представил, что так и не зальет соляру, и ночью мы замерзнем через какие-то пару часов в этой богом забытой глуши. Холодный пот уже ручьями катил с него, а пистолет все никак не хотел вставляться. Страх холодной смерти придал мужу решимости и сил: голыми руками он взял и отодрал нафиг эту пластмассовую собачку-клапан! Пистолет пролетел в паз и спасительная соляра полилась в чрево! Не в этот раз, старушка!
Соляры с этой заправки нам хватило до самого Архангельска, где мы-таки залились "до полного" на Лукойле. В районе Брин-Наволока дорога подиспортилась, но ненадолго: мы скоро выскочили на М8 и не успели обрадоваться цивилизованной дороге, как уперлись в трафик. От машин летела политая на дорогу говно соль, приходилось постоянно брызгать омывайку на лобовое стекло. Но до конечной точки оставалось всего 130 километров, и вот уже стелла - Архангельск! Ура!!! Неужели мы доехали до этого далекого, северного города, даже не верится! Муж говорит, что не помнит тут такой крутой дороги, 20 лет назад тут была щебеночная лесовозная тропа.
Въезд в Архангельск
От Почозерского погоста до Архангельска доехали за 7 часов, это были 480 км с двумя заправками, танцами с пистолетом и бесполезными заездами на космодром. Мы были в Архангельске и уже предвкушали новые приключения на еще неизведанной поморской земле!
Продолжение приключений читайте в следующей части отчета: "Поморье"

Поделиться отчетом с друзьями:

Поддержать рублем на новые путешествия